Вместе с террористками, взорвавшими самолеты, в Москву могли приехать еще 2 смертницы
Амнат Нагаева и Сацита Джебирханова, подозреваемые в подрыве двух пассажирских авиалайнеров 24 августа, были подругами. В компании с ними в Москву, возможно, прибыли еще две террористки-смертницы - Роза Нагаева (сестра Амнат) и Марьям Табурова, утверждают "Известия", которые провели собственное расследование в Чечне. По данным газеты, около 9 часов утра в воскресенье, 22 августа, все четверо выехали на пассажирском автобусе из дагестанского города Хасавюрт в неизвестном направлении. Местонахождение Розы и Марьям до сих пор неизвестно.
После того как в списках пассажиров упавших самолетов обнаружились две чеченские фамилии - Нагаева и Джебирханова, правоохранительные структуры Чечни получили задание выяснить все о связях этих женщин. До сих пор эта работа не дала результатов.
"Девушки "чистые", - сообщил "Известиям" офицер МВД республики. - Было предположение, что Амнат Нагаева сестра боевика Нагаева, но оно не подтвердилось. Этого Нагаева в Серноводске около года назад брали мои ребята. И он никакого отношения к Амнат не имеет".
Если именно Амнат Нагаева и Сацита Джебирханова были на борту двух лайнеров (а полной уверенности в том, что это были именно они, а не другие женщины, воспользовавшиеся их паспортами, нет - тела подозреваемых до сих пор не опознаны родственниками) и привели в действие взрывное устройство, то отсутствие у них связей с боевиками нетипично.
Например, после того как была выяснена личность смертницы, подорвавшей себя в Москве на аэродроме в Тушине, - Зулихан Элихаджиевой, тут же выяснилось, что она - сводная сестра боевика Данилбека Элихаджиева. Другая известная несостоявшаяся смертница, Зарема Мужахоева, также имела криминальные связи, пишет газета.
Женщины торговали на рынке и жили вместе в центре Грозного
Последние полгода все четыре женщины снимали квартиру в центре Грозного, в доме, где находится Дом моды. Роза Нагаева и Сацита Джебирханова разведены, Амнат Нагаева и Марьям Табурова не были никогда замужем. На жизнь зарабатывали торговлей на Центральном рынке города, который находится прямо возле Дома моды.
Женщины торговали детской одеждой, за товаром ездили в Азербайджан, в Баку, примерно раз в месяц. Последний раз, по словам их родственников, уехали за вещами к школе - портфелями, костюмами, платьями. Как раз к 1 сентября.
На автостанции в Хасавюрте 22 августа женщин видела одна их знакомая. Они помахали ей рукой из автобуса, но куда отправлялся автобус - в Баку, Москву или в какой-то другой город, свидетельница не знает.
Амнат и Роза Нагаевы, 30 и 29 лет
У Амнат Нагаевой (отметим, что в списках погибших она проходит как Аманта Нагаева), уроженки села Тевзана, бывший поселок Кирова Веденского района Чечни, есть мать, 4 сестры и 6 братьев. Точнее, было 6 братьев до мая 2001 года. 32-летнего Увайса похитили неизвестные весной 2001 года.
37-летний Иса Нагаев, старший брат Амнат, рассказал газете: "Увайс не погиб, его просто нету. Уже три года как нету. И мы не можем его найти. Его забрали. Кто? Вот именно - кто? Приехали на бэтээрах на майские праздники. Вот Амнат и связывают с Увайсом. Вроде как она мстить за него поехала. Какой мстить, я же не пошел мстить. Кому мстить?"
По его словам, Амнат поехала за товаром. "Мать наша живет в Тевзане, а Амнат снимала квартиру в Грозном, торговала на рынке мелким оптом. За товаром ездила в Хасавюрт и в Баку. Последний раз я ее давно видел. Я же не в Грозном живу, а в Червленной станице".
Обычно Амнат успевала съездить за товаром и вернуться в Грозный за три-четыре дня. Когда в последний раз прошло уже 5 дней после ее отъезда, ее родственники начали волноваться. В пятницу вечером они услышали о катастрофе двух самолетов, и что одна из погибших - Нагаева Аманта (так по паспорту пишется ее имя), не опознана.
"Сердце мое остановилось и потом снова заработало. И вот я приехал в Грозный, чтоб заявление на розыск сестры подать, - рассказывает ее брат. - Я не верю, что она была в самолете, думаю, она где-то пропала, а ее паспорт террористы использовали. Тем более год рождения по радио объявили неверный - 1977-й. А Амнат с 74-го. Да, ей уже 30".
"Если бы Амнат оказалась в Москве, хотя что ей там делать, она бы сестре позвонила, у нее в Москве сестра живет, а Амнат не позвонила. Я вчера весь день в Москву сестре звонил, а телефон не отвечал. Вот где мне теперь Амнат найти, посмотреть на ее труп, как это можно сделать, помогите. Мне же надо убедиться", - говорит он.
Мать Амнат Нагаевой Таос Нагаева рассказала, что когда дочь не вернулась в положенный срок в Грозный, она поехала в Хасавюрт, чтобы выяснить, что случилось с дочерью. Там она встретилась с матерью Марьям Табуровой (четвертой пропавшей женщиной, которая торговала вместе с Амнат и Розой), а также братом Сациты Джебирхановой (вторая подозреваемая в совершении теракта). Они также ничего не знали о судьбе своих родных.
"Про Амнат по телевизору передали, что она в самолете была, я сама не видела, люди сказали. А про Розу по телевизору ничего не говорят... У меня в сельсовете спросили: а может, у Амнат в Баку что-то не склеилось, и она в Москву поехала? Ни в коем случае, у нее бы и денег на такие разъезды не хватило", - говорит женщина.
Сацита Джебирханова, 37 лет
Старший брат Сациты Джебирхановой, подозреваемой в теракте, Хусейн Джебирханов живет в селе Майртуп Курчалоевского района Чечни в громадном доме. "Я при советской власти спекулянтом был, - рассказал он "Известиям". - Коврами торговал, вот дом и построил".
Сейчас Хусейн держит небольшую ферму - пять коров, овцы, этим и живет. Его двор сплошь засажен красными розами.
"Я никак ничего не могу понять, - говорит Хусейн. - Приходят какие-то с 6-го отдела (ОРБ), с прокуратуры. Все им расскажи да объясни. О составе семьи, о мировоззрении. У Сациты восемь сестер и двое братьев. Раньше трое было. Саидхамзат, 1970 года рождения, погиб в дорожно-транспортном происшествии в Дагестане. Это я так милиционерам говорю, чтобы не пускаться в лишние объяснения. А на самом деле его убили в перестрелке в Дагестане в 1998 году. Он при Масхадове судьей работал в шариатском суде".
По словам Хусейна Джебирханова, в то время существовал Дагестано-чеченский конгресс, одного из участников которого отравили в Дагестане. "Мой брат поехал туда разбираться, а его застрелили и еще троих его телохранителей. Нет, в первой войне мой брат не участвовал, просто потом устроился в шариатский суд. Работы другой не было. И вот теперь, наверное, хотят притянуть Сациту, якобы она за брата мстила", - говорит он.
По его мнению, эта версия неправдоподобна. "Во-первых, его убили в Дагестане, к русским это никакого отношения не имеет, а, во-вторых, уж если мстить, то мстить должен был я. Тогда это просто было сделать. Приехал в Дагестан, сделал свои дела, вернулся в Чечню - и никто тебя никогда не найдет. Но я этого ничего не сделал, потому что никогда подобным не занимался. Это все чуждо нашей семье. И Саците это тоже чуждо", - говорит он.
По его словам, их мать умерла в 2001 году, а отец в 1995 году. "Но война тут ни при чем. У отца был рак слепой кишки, а у мамы - общие болезни. Остальные в нашей семье живы, включая бывшего мужа Сациты..."
Хусейн Джебирханов рассказал, что в Москве его сестра "никогда не бывала и на самолете отродясь не летала". Последний раз он видел ее две недели назад. "Сказать, что она сильно изменилась после того, как переехала в Грозный, не могу. Одевалась она как мусульманка - платок, длинное платье. Но это нормально для одинокой женщины. Я сам как старший требовал, чтобы она так одевалась. Чтобы не было никаких разговоров или мыслей. Нет, никаких изменений я в ней не замечал", - говорит он.
Марьям Табурова, 27 лет
Марьям Табурова была четвертой женщиной, которая торговала вместе Амнат и Розой Нагаевыми и Сацитой Джебирхановой на рынке в Грозном. Ее родственники также не могут ее найти. Ее мать Роза Табурова жила вместе со всеми четырьмя женщинами в Грозном и помогала им в торговле.
"Когда Марьям уезжала в Баку, у нее с собой 20 тысяч было. И сестра ей еще дала денег, чтобы Марьям и ей товары купила. Я вот думаю, что если бы Марьям что-то такое задумала и не собиралась возвращаться, она бы денег у сестры не взяла", - говорит Роза Табурова.
"Последний раз я видела Марьям в воскресенье 22 августа в 6 утра в Грозном. Я тоже торгую на Центральном рынке в Грозном, и мы все впятером снимали квартиру в разбитом доме, прямо у рынка. Я с ними месяцев пять-шесть была. В то утро на квартире, кроме дочки, я видела Амнат и Розу Нагаевых, а Сациту Джебирханову воочию не видела, она с утра куда-то ушла, я еще спала. Но ехать они собирались все вчетвером в Баку за товарами. Они всегда туда ездили, ни в какую Москву и не собирались", - рассказывает женщина.
"Либо они террористки, либо их убили..."
Сотрудники правоохранительных органов Чечни рассказали о двух основных версиях расследований.
Версия первая. Амнат, Роза, Сацита и Марьям действительно являются террористками, но руководят ими не местные боевики, а те, что находятся в Баку. Они могли подвигнуть женщин на теракт из-за какого-либо коммерческого долга или на сексуальной почве. Все четверо, напомним, совершенно одиноки. Может быть, их завербовали и на идеологической основе. Теоретически у Нагаевой и Джебирхановой мотив есть - погибшие братья. Но, по мнению следователей, мотив этот довольно "жидкий". Такой мотив может быть в Чечне у каждой второй женщины.
Контакты этих четырех женщин с местными боевиками маловероятны. Так как, во-первых, их никак не зафиксировали местные агенты, а во-вторых, все четверо, проживая в Грозном, практически постоянно находились под присмотром Розы Табуровой - матери Марьям Табуровой. Если эта версия верна, женщины приехали в Москву на автобусе, где их встретили сообщники, а значит, еще две смертницы находятся в Москве.
Версия вторая. Женщины не вынашивали никаких преступных замыслов, но среди их бакинских знакомых были террористы, о чем сами женщины могли и не знать. Эти знакомые встретили их в Баку и убили. После чего забрали их паспорта и передали в Москву руководителям настоящих смертниц.
Если настоящие смертницы или их ближайшие родственники находились в федеральном розыске, это могло помочь им проникнуть на борт самолета. Ради успешного проведения такого громкого теракта, как почти одновременный подрыв двух пассажирских самолетов, преступники могли пойти и не на такие жертвы.
Эта версия рухнет, если родственники подозреваемых признают в останках Амнат и Сациту. Но до нынешнего понедельника такое опознание не проводилось. Никаких особых примет - родинок, шрамов, ожогов - у женщин, по словам их родственников, нет, отмечает газета.