НУЖНА ЛИ НАМ МОБИЛИЗАЦИЯ. И ЕСЛИ ДА, ТО КАКАЯ
БОЛЕВАЯ ТОЧКА
Страна в шоке. А шок — далеко не идеальный фон для принятия обдуманных и взвешенных решений. Между тем страна действительно находится в состоянии войны, которую ей объявил терроризм. Какая разница, международный или внутренний, если от...
Страна в шоке. А шок — далеко не идеальный фон для принятия обдуманных и взвешенных решений. Между тем страна действительно находится в состоянии войны, которую ей объявил терроризм. Какая разница, международный или внутренний, если от него гибнут невинные дети? Выступая с телеобращением к народу, президент, фактически признавший, что в стране нет политических и социальных инструментов борьбы с терроризмом, призвал к «мобилизации нации перед общей опасностью». Но мы прекрасно понимаем, что мобилизация мобилизации — рознь. Можно под разговоры о «внешних угрозах» достроить полицейское государство, а можно реально включить механизмы гражданского самосохранения. Что же надо сделать, чтобы общество смогло противостоять угрозе терроризма? С таким вопросом мы обратились к ведущим российским политологам.
Алексей ЗУДИН, Центр политических технологий: «Пора начать защиту граждан»
— В ситуации террористической войны против России прежде всего нужен кардинальный поворот государства на защиту граждан. Гражданская бдительность только тогда станет реальным инструментом, когда она будет снабжена нормальными поведенческими программами. Когда человек будет знать, что конкретно ему делать, куда конкретно звонить, к кому обращаться и что делать в случаях, когда на его обращения не реагируют. Государство также должно показать, что оно реально защищает своих граждан. Это быстро сделать нельзя, но какие-то четкие и недвусмысленные шаги в этом направлении сделать можно.
Пора отказаться от гнилой философии, уходящей корнями в советское время, согласно которой «к каждой школе не поставишь милиционера». У нас школ, вузов и больниц все-таки гораздо меньше, чем милиционеров. Гражданские объекты необходимо защищать точно так же, как защищают «важные» учреждения. Только тогда удастся снизить человеческую цену войны с терроризмом, а граждане действительно поймут, что государство их защищает. Пока в этом направлении никакого движения не происходит.
Общественная мобилизация конечно же не может быть проведена по-советски: с переходом к мобилизованному обществу и мобилизационной экономике. Режим мобилизации, режим бдительности и формат гражданского включения в войну с терроризмом предполагают очень серьезный поворот со стороны государства и реформу правоохранительных органов. При этом политически, технологически и по-человечески было бы неправильно, если бы власть ограничилась поиском козлов отпущения среди силовиков.
Правильный путь — это осмысленная, содержательная реформа правоохранительной системы, это прекращение взаимного натравливания силовиков на журналистов и наоборот и создание оптимальных форм их совместной работы в кризисных ситуациях. Попытки использовать ситуацию, чтобы еще больше расширить режим секретности, — это шаг в неправильном направлении, который ничего не решит.
Сергей КАРАГАНОВ, совет по внешней и оборонной политике: «Надо восстанавливать взаимодействие власти и общества»
— В принципе дальнейшее закручивание гаек бессмысленно, потому что это будет приводить к дальнейшему отчуждению общества от государства. Сейчас для того, чтобы общество действительно мобилизовать, надо включать крайне ослабленные механизмы взаимодействия общества и власти.
Во-первых, нужно создавать нормальные политические партии и организации, которые могли бы вести диалог с обществом и стать «приводным ремнем» между обществом и властью, — нынешняя политическая система и те квазипартии, которые существуют, эту роль играть не могут. Во-вторых, нужно усиливать механизмы борьбы общества с коррупцией и объявлять антикоррупционную кампанию во всей стране, но в первую очередь в так называемых правоохранительных органах.
И нужно создавать соответствующее психологическое настроение. Нужно, чтобы люди чувствовали себя частью этой борьбы. Мы, поддержав установление стабильности, с удовольствием отказались от попыток активного воздействия на ситуацию. Переложив все «на дядю», который по определению с такими вызовами справиться не может. И нам в этом смысле надо брать на вооружение опыт Израиля, частично опыт Великобритании прошлого десятилетия, когда она боролась с терроризмом ИРА. И это должно стать не только опытом для спецподразделений, но и встать в политическую повестку дня. Но сейчас эту повестку дня даже некуда внедрить, поскольку фактически не осталось политических организаций: произошла деполитизация общества, и эти политические организации не могут мобилизовать общество на террористический и другие современные вызовы.
Марк УРНОВ, фонд «Экспертиза»: «Избежать истерической мобилизации»
— Мобилизация может быть разной. Она может быть истерической и неадекватной. К сожалению, именно к такой наше общество сегодня склонно. Такая мобилизация означает ощущение себя во враждебном окружении, тотальное недоверие кому бы то ни было, стучание кулаком по столу и стремление максимально использовать силовые методы, не вдаваясь в подробности, адекватны они ситуации или нет. Например, истерика, которую затеяли депутаты Московской гордумы по поводу срочного ограничения въезда в Москву людей по национальному признаку с квотами, — характерное проявление такого подхода.
Бывает мобилизация и другая — единственно нужная и возможная. Это мобилизация с холодной головой и просчетом последствий. К сожалению, такого рода мобилизацию ожидать сложно, потому что массовое сознание работает по другим законам.
А вот от элиты такого подхода требовать необходимо. Это должна быть моральная мобилизация, когда правилом должны становиться честь и честность. Когда из элиты изгоняются замаранные враньем люди, когда прекращаются неприличные псевдоправовые игры во имя передела собственности и наживы представителей и ставленников аппарата. Когда дается возможность обсуждать болячки честно, открыто и публично. Когда не зажимают рот прессе и таким образом власть получает возможность иметь объективную информацию о происходящем. Когда власть четко и понятно выбирает союзника и столь же четко определяет врага, не создавая у людей ощущения осажденного лагеря. Все это необходимо. Насколько это возможно — не знаю. На самом деле, если этого не произойдет, мы окажемся в той самой истероидной мобилизации, которая, как правило, несет с собой только одно — взаимосвязанный рост неэффективности и коррупции. Ведь если все открыто для денег, значит, все открыто и для терроризма.
Заявление Комитета-2008
Мы скорбим по погибшим в Беслане. Мы скорбим по погибшим в Москве. Мы скорбим по погибшим в самолетах над Ростовом и Тулой. Мы всей душой разделяем боль и скорбь, которую испытывают родные и близкие жертв этих чудовищных терактов.
Нет и не может быть оправданий ни тем, кто совершил эти ужасные злодеяния, ни тем, кто их спланировал. Они навеки поставили себя вне закона. Мы поддерживаем все действия властей, направленные на реальную борьбу с террором, на реальную защиту граждан России. Но мы не видим этих действий и не верим, что нынешняя власть способна на них.
Руководство России и в первую очередь президент Владимир Путин так и не научились извлекать уроков из своих ошибок и поражений, которые оборачиваются нескончаемыми бедами для миллионов граждан России. Власть в очередной раз, как и в дни «Норд-Оста», оказалась бессильной перед террором, продемонстрировав свою полную неспособность ни предотвращать подобного рода кризисы, ни разрешать их, ни даже честно сообщать о них своему народу.
Безволие, бессилие, лживость, некомпетентность и коррумпированность российской власти на всех ее уровнях — главные причины, по которым бандиты вольготно чувствуют себя на наших улицах, в наших школах и театрах.
Сегодня власть в очередной раз пытается уйти от ответственности и обратить себе на пользу гнев и отчаяние народа. Под предлогом борьбы с террором Кремль сегодня готов пойти на беспрецедентное ужесточение режима, которое на самом деле будет преследовать только одну цель — дальнейшее усиление личной власти Владимира Путина.
Усиление этой власти, сознательное разрушение гражданского общества превращают саму власть, подконтрольных ей политиков и средства пропаганды из институтов общества в угрозу безопасности для россиян.
Мы утверждаем, что первопричиной всех последних терактов в России стала именно политика Владимира Путина на Северном Кавказе и прежде всего в Чечне. Мы утверждаем, что именно Владимир Путин несет ответственность за все жертвы этих страшных преступлений.
Мы требуем создания независимой общественной комиссии с самыми широкими полномочиями для расследования истинных обстоятельств последних терактов в России и выявления виновных.