Диакон Андрей Кураев: "Мир ислама ответственен за исламский терроризм - хотя бы тем, что отказывается увидеть эту свою ответственность"
Екатеринбургская "Православная газета" публикует статью известного церковного публициста, профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева "Как относиться к исламу после Беслана?". По мнению автора, "исламский мир", несмотря ни на какие заявления мусульманских лидеров, нельзя считать совершенно неповинным в распространении "терроризма от имени ислама": "...телеинъекции на тему "у терроризма нет национальности и религии", каждый раз с предсказуемой очевидностью вспыхивающие после очередного теракта, просто глупы. Не инопланетяне же в конце концов взрывают наши самолеты и школы! С этим "политокрректным" тезисом можно было бы согласиться, если бы верующие мировых религий по очереди устраивали теракты. То буддисты захватят школу и расстреляют в ней детей... То даосы взорвут самолет... То христиане подорвут кинотеатр... Вот в этом случае можно было бы ограничиться повторением банальности о том, что у каждого народа есть право иметь своих подлецов... Но ведь все очевидно не так".
"Может быть, терроризм - это следствие искаженного понимания Корана, - продолжает А. Кураев. - Но ведь - именно Корана, а не книги о Винни-Пухе. И у истоков этого искажения стоят ученейшие исламские мужи (улемы), а не безграмотные арабские скинхеды. Исламский мир роднят с миром террора не плохие ученики, а отменные и популярные учителя!"
Бесланскую трагедию он рассматривает как "религиозное преступление. Ритуальное убийство. Убийство детей, совершенное с молитвой и во имя веры террориста. С криком "аллах акбар" террорист убивает людей, принося их в жертву своей религиозной идее". С точки зрения А. Кураева, "оценка этих, говоря юридическим языком, "деяний", не может подниматься выше той планки, которую подчеркнул Патриарх Алексий в своем послании к президенту президенту РФ В. В. Путину в связи с массовой гибелью заложников в Беслане от 3 сентября: сатанизм ("Сбросив все маски, терроризм явил свое сатанинское лицо: поправ все святое, Бога не боясь и людей не стыдясь, так называемые "борцы за свободу" подняли свои, обагренные невинной кровью руки на детей")".
А. Кураев оговаривается, что "не утверждает, будто сатанизм - это оценка ислама", но настаивает на ответственности мусульманских деятелей за преступления экстремистов. Количество мусульман, поддерживающих террористов и считающих их героями, пишет он, так велико, что "это болезнь уже всего исламского сообщества". "Мир ислама ответственен за исламский терроризм - хотя бы тем, что отказывается увидеть эту свою ответственность", - заявляет автор.
Конечно, он согласен с тем, что "все же не все мусульмане - террористы", и призывает не забывать, "что среди детей, погибших в бесланской школе, было немало мусульман". Но все-таки, по его мнению, ислам виноват - "в том, что недостаточно яростно защищает свою святыню - Коран - от фанатичных перетолкований", и "в том, что он позволяет использовать себя".
Терроризм несет с собой опасность установления тотального контроля над обществом: "...когда страх начинает пронизывать все поры общества, тогда можно сказать: 'Люди, мы можем вас спасти! Но, для этого позвольте надеть на всех вас ошейники!'". А. Кураев уверен, что избежать этого, избавиться от страха и противостоять террору можно, лишь вооружившись верой: "Мужество может вернуть только религиозное мировоззрение. Потому что только оно вообще способно избавлять от страха смерти. Только религия позволяет смотреть через смерть - дальше. Без веры в Божий Промысел и в даруемую Им Вечность сегодня уже затруднительно пересекать границы метро и аэропортов". Уже заговорили о том, что террористы объявили России войну. А раз так, пишет А. Кураев, то "на войне как на войне: на войне не бывает атеистов".
Источники
- Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев: "Как относиться к исламу после Беслана?" // Православная газета (Екатеринбург). 2004. 13 сентября.