Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Вячеслав Глазычев. Мутное стекло

Мутное стекло
Вячеслав Глазычев

Дата публикации: 21 Сентября 2004

В ялотекущее обсуждение последних по времени инициатив В.В.Путина огорчает тем, что по установившейся уже традиции господа присяжные "реагенты" из "Комитета 2008 " и рядом с ним отзываются на слова , крайне редко обращаясь к природе отчаяния, которое столь прозрачно прочитывается сквозь речь президента.

Отчаяние бывает деструктивным, когда ничего, кроме распада психики, не происходит. Отчаяние, как мне уже доводилось писать, бывает конструктивным - в тех случаях, когда рушатся все прежние схемы поведения и во что бы то ни стало надо действовать , то есть делать что-нибудь - ну, хоть пройтись по квартире с пылесосом.

Если холодно проанализировать электоральный тренд, наметившийся в последние годы, то ведь придется признать, что следующим всенародно избранным губернатором в какой-нибудь Астраханской губернии могла бы стать, к примеру, Масяня или, для разнообразия, полковник Буданов, или монумент Брежневу, что торжественно открыт в Новороссийске. Разумеется, можно по этому поводу произнести долгую литанию с убедительной системой суждений, доказывающих, что все это суть следствия цепи событий, начиная с Крещения ли Руси, ордынского ли ига, и завершая правлением ныне здравствующего президента. Можно, конечно, но факта это изменить не может: схема прямых выборов упорно буксует и на региональном, и на муниципальном уровнях. Следует принять во внимание и тот еще факт, что именно сейчас начало стремительно покидать бренный мир поколение военных подростков (тех, кто с благодарностью принимал корку хлеба в обмен на двенадцатичасовой рабочий день, а сейчас исправно опускает бюллетени в щель ящика, именуемого урной). И еще тот наблюдаемый факт, что в активную жизнь вошло поколение, в составе которого решительное большинство пока что отгораживает себя глухим барьером от всякой вообще политики. Обсуждение причин этого академично.

Ну, и что прикажете с этим делать ?

Не пытаюсь реконструировать логику начальств, но полагаю, что просчитываемый с высокой точностью системный провал губернских выборов стал бы куда более крепким гвоздем в крышку гроба демократии, чем примораживание (надеюсь, временное) электорального процесса. Есть основания полагать, что точно то же относится к выборам в крупных городах, хотя президент был осознанно приблизителен в формулировках, когда произнес: "Кроме того, полагаю, что руководители регионов должны сегодня теснее взаимодействовать с муниципальными образованиями, помогая им в каждодневной работе с людьми, а также в рамках, предусмотренных законом, должны оказывать большее влияние на формирование органов местного самоуправления".

Никто не упрекнет президента в простодушии: нарочито вызвав волну восклицаний по поводу предложений, весьма еще невнятных с технологической точки зрения, можно теперь заняться доработкой схемы, расчленив ее, естественно, на элементы, и далее придавая законообразную форму этим элементам по отдельности. То, что будет в действительности сугубо технической разработкой, внешне примет форму политического компромисса и т.д. Счастья по этому поводу не испытываю, но и оснований для катастрофизма не вижу.

Более того, полагаю, что даже чисто техническое, даже символическое повышение роли губернских законодательных собраний и городских дум, как правило, пребывающих в глубоком загоне, способно сыграть весомую роль для разучивания азбуки демократии в России, которая исстари испытывает аллергию к основе основ цивилизованного общежития - к процедуре. К процедурности вообще - как таковой.

Боюсь, что смутное намерение сформировать Общественную палату столкнется с труднопреодолимыми препятствиями. Это относительно легко сделать в традиционалистском обществе, где авторитеты понятны и неоспоримы. Относительно легко - в обществе, где с авторитетами хуже, зато хватает достатка, помноженного на досуг. Сложнее в нашем, где и с достатком, и с досугом, и с авторитетами дело обстоит скверно. Если действительно удастся сложить в работоспособное целое представителей реально работающих гражданских институтов (непартийных, коль скоро партии будут представлены в парламенте), здесь кроется шанс. Но ЕСЛИ здесь следует печатать крупным кеглем.

Вообще, говорить хорошие слова о выращивании гражданского общества и можно, и нужно, но перевести слова в дела очень не просто. Не сомневаюсь, что господин Олег Зыков, входящий в Комиссию по правам человека при Президенте России, от чистого сердца утверждал, например, следующее: " Прежде всего необходимо создать систему, реагирующую на первые признаки неблагополучия. Это так называемые уличные социальные работники, люди, призванные стать связующим звеном между ребенком и родителями... Эта работа не требует гигантских вложений, не надо строить никаких реабилитационных центров. Но она должна быть поставлена на поток " ("МК" от 17 сентября).

Устами господина Зыкова да мед бы пить. Знаю такую работу не понаслышке и прошу поверить, что основания для расчетов есть. Для того чтобы ее "поставить на поток", необходимо тратить в течение трех лет, как минимум, от 70 до 100 миллионов долларов в год, и еще вложить грандиозные усилия в подбор, извините за выражение, человеческого материала. Для того чтобы такая схема реально заработала, потребуется порядка 3 миллиардов долларов ежегодно на оплату труда волонтеров, поскольку обеспеченные подвижники в стране есть, но они исчисляются сотнями, а нужно порядка миллиона ответственных и квалифицированных по этой части людей. Впрочем, и в этом случае реабилитационные центры все равно потребуются.

Мутное стекло, через которое нашу жизнь предпочитают видеть и апологеты власти и ее завзятые оппоненты, давно пора протереть. Эта процедура, как давно известно, чревата большими разочарованиями, но прав был Льюис Мамфорд , когда утверждал, что гигиена, а с ней и новая культура стали в Европе не только возможны, но и необходимы, когда слюду и пузыри в окнах стали менять на прозрачное стекло.

Меж тем в Москве нашли, наконец, применение избыточным, по-видимому, государственным средствам - рядом с Речным вокзалом будут строить еще одно монументальное здание цирка . Ура, товарищи! - как провозглашал столбовой репродуктор в телевизионной программе, прикрытой в этом году для вящего порядка в эфире, отданном на растерзание труженикам попсы.