Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

ПАВЛА I ЗАДУШИЛА ЖАБА

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ

Своеобразным государем был Павел Петрович Романов. Например, через месяц после восшествия на престол издал указ, по которому каждый подданный мог обратиться к нему письменно. Напрямую. Для этого на стене императорского дворца устроили...

Своеобразным государем был Павел Петрович Романов. Например, через месяц после восшествия на престол издал указ, по которому каждый подданный мог обратиться к нему письменно. Напрямую. Для этого на стене императорского дворца устроили специальный почтовый ящик, ключ от которого имел только сам Павел I. Понятно, что императора сразу же завалили просьбами, характер которых вряд ли сильно отличался от нынешних. Да и ответы Павла, передаваемые через сенатских чиновников, практически не отличаются от ответов «работающих с населением» сегодняшних чиновников.

…Девице Карловой, просившей заплатить за нее 40 р. долгу, отказано, потому что от трудов своих может уплатить сама столь маловажный долг.

…Отставному полковнику Баумгартену, просящему за службу его пенсиона, отказывается с замечанием, что если б он не поспешил оставить службу, то, дошед до генерал-маиорского ранга, мог бы ныне иметь команду и место.

…Девице Полсиной, дочери умершего отставного бригадира, достигшей 20- летняго возраста и по бедности своей не могущей выйти замуж, просящей монаршей милости, и вдове титулярного советника Федоровой, просящей о пожаловании дочери ея на приданое, объявляется, чтоб оне тогда спрашивали на приданое, когда будут женихи, представя о них свидетельства.

…Мологскому мещанину Масленникову, просившему о сделании ему на три года какой-либо денежной ссуды, как в пустой просьбе отказано.

…Стеклянному фабриканту Гейнце, просившему о позволении съездить в Тюринген для принятия наследства, повторяется прежняя высочайшая резолюция, что он может ехать за границу, но без возврата.

Очень скоро Павел разочаровался в общении со своими подданными, которые все чего-то просят и просят. Тогда от имени статского советника Нелединского-Мелецкого было сделано объявление:

По высочайшему его императорского величества повелению всем вообще подтверждается, что всяк, дерзнувший по двукратной просьбе еще утруждать его императорское величество, имеет быть посажен в тюрьму на месяц.

С тех пор ни один хозяин земли русской до последнего включительно не отваживался повторить эксперимент Павла Петровича. Не вывешивали они почтовые ящики, даже электронные.

Или вот еще — взял наш Павел да надиктовал такой приказ:

Государь император в приказе, отданном 1 декабря (1797 г. — А.М.), делает примечание военному губернатору Санкт-Петербургскому, чтоб более было учтивостей на улицах:

Запрещается всем чинам впредь без маскарадного платья ездить в маскарад, а ежели впредь кто случится в собственном кафтане или мундире без маскарадного платья, таковых брать под караул.

Воспрещается всем ношение фраков, позволяется иметь немецкое платье с одним стоящим воротником, шириною не менее как в три четверти вершка, обшлага же иметь того цвету, какого и воротник…

Не носить башмаков с лентами, а иметь оные с пряжками, также сапогов, ботинками именуемых, и коротких стягиваемых впереди снурками и с отворотами.

Не увертывать шею безмерно платками, галстуками или косынками, а повязывать оные приличным образом без излишней толстоты.

Запрещается всем вообще употреблять шапки стеганныя, тафтянныя или другой материи.

Запрещается танцовать вальс.

<…>

Чтоб те, кто желает иметь на окошках горшки с цветами, держали бы оные по внутренную сторону окон, но если по наружную, то не иначе, чтоб были решетки, и запрещается носить жабо.

Чтоб никто не имел бакенбард.

Подтверждается, чтоб в театрах был должный порядок и тишина.

Подтверждается, чтоб кучера и форейторы ехавши не кричали.

Воспрещается ношение синих женских сертуков с красными воротниками и белою юпкою.

Чтоб в проезде государя императора всякой мимо идущий или проезжающий останавливался.

Чтоб публичные собрания не именовались клубами.

Но главным делом Павла I, несомненно, была борьба со льготами. Льготниками тогда являлись дворяне. И те, кто на пенсии, и те, кто на пути к ней, и молодые. Согласно Жалованной грамоте дворянству, утвержденной в 1785 г. матушкой Павла Екатериной II, права и привилегии этого сословия сводились к следующим четырем пунктам:

1) освобождение от обязательной для всех государственной службы;

2) освобождение от любых налогов и сборов в пользу государства;

3) личная неприкосновенность (на дворян не распространялись столь характерные в России телесные наказания);

4) лишение дворянского звания только лично Государем (т.е. суд этого сделать не мог).

Начав борьбу со льготниками, Павел I действовал при этом юридически безупречно. Ни в коей мере не нарушая буквы екатерининской Жалованной грамоты. В течение почти двух лет губернаторы на местах оказывали энергичное давление на праздных дворян, стремясь создать ситуацию добровольно-принудительного определения их на службу. После чего Павел I указом от 5 октября 1799 г. обозначил приоритет военной службы:

Отныне повелеваем никого из дворянских детей неслужащих и вступить на службу желающих по статской службе никуда не записывать и не определять сенату нашему, не войдя о том к Нам докладом…

На следующий день Павел I, поразмыслив, перекрыл лазейку, позволяющую обойти его предыдущий указ:

Офицеры, которые не выслужили более года, если они будут просить об увольнении от службы, то будут исключены из оной наравне с прапорщиками за лень.

Увольнение с подобной формулировкой было равнозначно «волчьему билету» и лишало его обладателя возможности впредь устроиться не только на гражданскую службу, но и на любую должность в дворянском самоуправлении.

Наконец, в этом же направлении Павел издал указ от 12 апреля 1800 г.:

Всех тех, кои при отставке их из военной службы не назначаются именно Нами к определению в статскую службу, запрещаем без всякого изъятия сенату нашему определять в оную.

Таким образом, отставка была максимально затруднена из-за риска не получить места на гражданской службе.

Вторая льгота, налоговая, была значительно стеснена указом от 18 декабря 1779 г. На дворян налагались сборы по содержанию государственных судебно-административных учреждений на том основании, что «большая часть оного, служащего к доставлению правосудия, к охранению порядка и к ограждению общей безопасности пополняется из дворянства».

Третья льгота, о которой Жалованная грамота Екатерины гласила: «Телесное наказание, да не коснется благородного», также успешно была отменена Павлом, не касаясь сути екатерининского документа.

Некий отставной прапорщик Иван Рожнов, 28 лет, находясь в гостях и, очевидно, расслабившись, говорил: 1) что государи все тираны, злодеи и мучители… 2) что на вахт-парады он всегда смотрел как на кукольную комедию… 3) что люди по природе равны… 4) что иконы суть идолы…

Донесли… И за подобные речи сенат приговорил Рожнова к лишению чинов, дворянства и ссылке в тяжкую работу. На этом деле Павел Петрович 3 января 1897 г. написал следующую резолюцию: «Коль скоро снято дворянство, то уже и привилегия до него не касается. Почему и впредь поступать. Его же выведя на площадь (т.е. подвергнув телесному наказанию. — А. М.), сослать в Сибирь».

Таким образом, Павел I создал прецедент. Льготник по рождению — благородный — не мог теперь избежать битья кнутом или батогами. Утрата этой льготы воспринималась дворянами наиболее болезненно, поскольку в отношении наказаний они были приравнены к крепостным крестьянам.

Четвертая льгота не подверглась прямой корректировке с помощью указа или прецедента. Просто если при Екатерине II наказание лишением дворянства применялось редко, как исключение, Павел I стал применять его часто — как правило.