ЦЕРКОВЬ ОБРОСЛА ЛЕГЕНДАМИ
ОТДЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР
Это байки. Из прошлого бывшей проходной 5-го управления КГБ, а сейчас храма Софии Премудрости. Воспринимать их, наверное, следует как реальные истории, которые теперь уже невозможно доказать. Кому какая-то байка не понравится, можете смело...
Это байки. Из прошлого бывшей проходной 5-го управления КГБ, а сейчас храма Софии Премудрости. Воспринимать их, наверное, следует как реальные истории, которые теперь уже невозможно доказать. Кому какая-то байка не понравится, можете смело пропускать ее и читать дальше. Нам их поведали три бывших чекиста.
Своя церковь у чекистов появилась еще в 30-х годах. Но использовать по прямому назначению ее стали только в девяностых. Никакого почтения к храму чекисты не имели. Еще в 34-м они снесли купол и ободрали стены с уникальными росписями. Совсем не разрушили божий дом только потому, что располагался он лицом прямо к «Детскому миру». Если храм убрать, то взору мамаш и их детей непременно откроется внутренний двор 5-го идеологического управления и управления контрразведки, подумали чекисты и оставили здание в покое.
Официально церковь числилась как мастерская. Но на самом деле ничего там не мастерили. Там была проходная, через которую проходили к себе на работу сотрудники 5-го управления. Попасть в свое здание они, конечно, могли через общий вход в главном здании. Но чекисты из 5-го управления хотели иметь собственный проходной путь. На месте алтаря поставили стол, телефон и прапорщика. Прапорщик сидел и следил за входящими и исходящими. Входящим выписывал пропуска. Внюхивался: не пьяный ли? Смотрел, не вынес ли исходящий какую-нибудь вещицу государственной важности. Рядовые чекисты прапорщика у алтаря всегда боялись. Ведь он был главной преградой проникновению в КГБ спиртного.
Однажды молодой офицер по имени Шурик (имя не изменено) впервые явился на новую работу пьяным. Но он, конечно, считал себя не пьяным, а только не до конца протрезвевшим. Чтобы пройти через алтарь и прапорщика, надо было свое истинное состояние как-то скрыть. По совету более опытных коллег Шурик решил в момент предъявления пропуска не дышать. А поскольку прапорщик еще и внюхивался, то не дышать нужно было долго. Перед проходной (церковью) процедуру отрепетировали три раза. Шурик должен был быстро подойти к алтарю, глубоко вдохнуть, зажать рот, показать пропуск, сделать шаг вперед от прапорщика и выдохнуть… Ну а он, бедный, все перепутал. Выдохнул на прапорщика, пропуск показал выходящему посетителю. Тогда за изобретательность Шурик получил от прапорщика пинка под зад, а от шефа — выговор.
Через алтарь церкви проходила даже Алла Пугачева (трезвая). Членам Политбюро сильно не понравилось, как Пугачева спела «Московский романс» на закрытии Олимпиады-80. В КГБ с Пугачевой лично беседовал шеф 5-го управления Иван Абрамов. После разговора с Абрамовым Алла Борисовна «Московский романс» больше не исполняла.
Да что там Шурик с Пугачевой. Вот пронести несколько ящиков коньяка через прапорщика — это да… В августе 91-го года председатель КГБ и член ГКЧП Владимир Крючков отдал приказ арестовать членов Верховного Совета, руководство РСФСР и Новодворскую. Всего 120 человек. Исполнить его должны были сотрудники именно 5-го управления. Но вместо этого утром 20 августа гэбисты решили напиться. Ну, в общем, поступили по-русски так: напились, чтобы не исполнять приказ. Побежали в сороковой гастроном (теперь это «Седьмой континент»), достали удостоверения и потребовали выдать 2 ящика армянского коньяка. Обычно чекисты с Лубянки бегали сюда за водкой и документов не показывали. Но тут был другой случай. В стране почти революция. От того, кого поддержит КГБ, зависело все. А гастроном был закрыт.
Коньяк офицеры закрепили за поясами, чтобы прапорщик не заметил. Но бутылок было слишком, и они гремели… Прапорщик план чекистов понял — и вместе с коньяком пропустил их внутрь.