Первый приговор по делу ЮКОСа: Мосгорсуд приговорил Алексея Пичугина к 20 годам лишения свободы
Мосгорсуд во вторник, 30 марта, вынес первый приговор по "делу ЮКОСа". Суд приговорил сотрудника службы безопасности НК ЮКОС Алексея Пичугина к двадцати годам лишения свободы в колонии строгого режима. Проходящему по этому же делу в качестве соучастника Алексея Пешкуна суд приговорил к четырем годам лишения свободы.
Срок наказания суд постановил исчислять Пичугину с 19 июня 2003 года, то есть с момента его задержания, а Пешкуну - с 28 октября 2003 года. Судья зачитал лишь резолютивную часть, так как весь процесс проходил в закрытом режиме, сообщает "Интерфакс".
Гособвинитель Камиль Кашаев полагает, что Пичугину грозит еще новое судебное разбирательство. Он уточнил, что по одному из эпизодов продолжается расследование и на вопрос журналистов "означает ли это, что Пичугин вновь может оказаться в суде по новому обвинению", Кашаев ответил - "безусловно". Тем не менее, уточнить по какому обвинению на этот раз Пичугина ожидает суд, Кашаев отказался.
Отметим, что судья Наталья Олихвер вынесла приговор на основе обвинительного вердикта второй коллегии присяжных, а первый состав присяжных был распущен в декабре 2004 года, так как присяжные, выслушав обвинение, решили оправдать Пичугина.
Как сообщил сам гособвинитель Кашаев на пресс-конференции в "Интерфаксе", ко второму составу присяжных прокуратура отнеслась с пристальным вниманием: во избежании какого-либо давления со стороны, присяжных возили на заседания в автобусе - забирали из дома и отвозили обратно после заседаний.
Второй состав присяжных признал обвиняемого виновным в убийстве двоих жителей Тамбова - Ольги и Сергея Гориных - в 2002 году. Кроме того, коллегия сочла, что следствию удалось доказать вину Пичугина в организации покушения на бывшего начальника Управления общественных связей мэрии Москвы, экс-советника бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского Ольгу Костину в ноябре 1998 года. Присяжные также признали Пичугина виновным в избиении бывшего главы компании "Роспром" Виктора Колесова.
Стоит отметить, что присяжным передали 18 вопросов обвинения, а мнение адвокатов в этих вопросах не учитывалось. Защита сформулировала другие вопросы - больше 20 - и предложила их судье. Но та отказалась их рассматривать. В удовлетворении жалоб адвокатов было полностью отказано.
Пичугин на протяжении всего процесса не признавал своей вины ни по одному из предъявленных обвинений, Пешкун частично признал свою вину.
Приговор может быть обжалован в течение 10 дней в Верховном суде РФ. До вступления приговора в силу судья оставила обоих подсудимых под стражей, сообщает РИА "Новости".
Защита Пичугина намерена обжаловать приговор в Верховном суде России или в Европейском суде по правам человека. "Доказательств вины Пичугина в деле нет. Мы не согласны с приговором", - сказал его адвокат Георгий Каганер после оглашения приговора.
Сам Пичугин, отвечая на вопросы журналистов сразу после оглашения приговора, заявил, что считает себя невиновным. "Я надеялся на оправдательный приговор, но теперь буду бороться до конца", - сообщил он. Пичугин заявил, что считает этот приговор поитическим и связанным с "делом ЮКОСа".
Вердикт Пичугину стал результатом закрытого процесса. Обвинители посчитали, что открытые слушания нанесут ущерб расследованиям других эпизодов, связанных с ЮКОСом.
В ходе суда неоднократно нарушались основные права Алексея Пичугина, предусмотренные российским законодательством и международным право, отмечают его адвокаты. "Утверждения защиты о необоснованности и незаконности проведения судебных слушаний в закрытом режиме нашли свое объективное подтверждение в судебных заседаниях - за весь период слушаний не было исследовано ни одного секретного документа. Мы считаем, что признание Пичугина виновным стало следствием решений, скорее всего, принятых наиболее высокопоставленными государственными чиновниками Российской Федерации", - отмечает защита Пичугина.
Адвокаты уже выступили с заявлением: они считают "нелогичным и противоречивым вердикт коллегии присяжных заседателей, признавшей нашего подзащитного виновным. В материалах уголовного дела доказательства вины Алексея Пичугина отсутствуют. "Вина" Пичугина состоит лишь в том, что он является работником нефтяной компании ЮКОС, преследуемой российскими властями, и в том, что на предварительном следствии он отказался дать показания на руководство компании, которых от него добивались представители Генпрокуратуры и ФСБ".
Между тем, о причастности к "делу Пичугина" отца Ходорковского заявил в среду журналистам гособвинитель Камиль Кашаев.
По словам прокурора, фамилия Ходорковского упоминается в показаниях свидетелей. В частности, один из них сообщил, что Борис Ходорковский якобы знал о заказных убийствах. На вопрос журналистов, почему следствие не привлекает Ходорковского старшего и не предъявляет ему никаких обвинений, прокурор сказал, что комментировать эти обстоятельства не хочет. Следствие продолжается.
В то же время, Кашаев заявил, что пока Ходорковскому-старшему никаких обвинений не предъявлено.
Напомним, что Госдепартамент США в опубликованном в понедельник докладе "Поддержка прав человека и демократии" выразил обеспокоенность усиливающимся давлением силовых структур на российскую правовую систему и политическим давлением на юстицию.
Ранее комиссия ПАСЕ приняла резолюцию по ЮКОСу, в которой заявила, что действия российского государства вышли за рамки обычного судебного преследования, так как их цель - "ослабить открытого политического оппонента, запугать других состоятельных граждан и вернуть контроль над стратегическими экономическими активами". "Дело ЮКОСа" привлекло особое внимание Совета Европы, потому что есть мнение, что в ходе расследования было допущено много нарушений Европейской конвенции о защите прав человека. В частности, в резолюции отмечалось, что, "несмотря на особые просьбы со стороны защитников, вовремя не были проведены освидетельствования г-на Пичугина на предмет применения к нему психотропных средств воздействия".
Приговор, вынесенный Пичугину, ускорит вынесение обвинительных вердиктов в отношении других юкосовцев
- Списки преследуемых по "делу ЮКОСа"
Как ранее сообщал NEWSru.com, вынесение приговора о виновности Алексея Пичугина ускорит вынесение обвинительных вердиктов в отношении других представителей поверженной компании. Это дело уже стало политическим преследованием.
Дело Пичугина на время оказалось в тени, потому что его затмил другой, более значительный процесс – суд над Михаилом Ходорковским и его деловым партнером Платоном Лебедевым, которых обвиняют в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве.
Однако представители ЮКОСа заявляют, что именно целью ареста Пичугина было выстроить дело против Михаила Ходорковского и других акционеров.
Это подтверждает и сам гособвинитель по делу Пичугина, который заявил, что его свидетели неоднократно упоминали фамилию экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. "Я выступал в деле Пичугина в качестве гособвинителя, мы рассматривали только объем предъявленный Пичугину. Но в показаниях свидетелей фамилия Ходорковского упоминалась", - сказал гособвинитель Камиль Кашаев на пресс-конференции в "Интерфаксе".
Мнение о том, что обвинение Пичугина - первая ступень к обвинению Ходорковского поддерживается и в резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы, где говорится, что на заключенного Пичугина может быть оказано давление с целью использовать это дело для выдвижения более серьезных обвинений против других бывших руководителей ЮКОСа.
"Это был политически мотивированный судебный процесс. Если бы судья был объективен, дело было бы прекращено в первый же день", - говорит пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин.
Накануне гособвинитель Дмитрий Шохин попросил Мещанский суд Москвы приговорить совладельцев ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева к 10 годам лишения свободы в колонии общего режима. Что касается третьего обвиняемого, то, как передает "Интерфакс", прокурор просил суд дать бывшему гендиректору АОЗТ "Волна" Андрею Крайнову пять с половиной лет лишения свободы условно.
Имущество подсудимых, на которое был наложен арест, гособвинитель считает необходимым обратить в доход государства в счет возмещения нанесенного ими ущерба.
Адвокаты Ходорковского считают, что аргументы прокурора не выдерживают никакой критики. "Аргументация прокурора не выдерживает никакой критики. Мы надеемся, что суд не воспринял эту точку зрения", - заявил журналистам после выступления прокурора Генрих Падва, представляющий интересы Ходорковского.