Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

The Jerusalem Post: Для Путина продажа ракет Сирии - вопрос национальной гордости


Израильский премьер-министр Ариэль Шарон намерен обсудить на встрече с Владимиром Путиным соглашение о продаже Россией Сирии зенитных комплексов класса "земля-воздух" SA-18 ("Игла"). Реакция руководства Израиля на заявления президента Владимира Путина последовала незамедлительно.

В интервью израильской Yedioth Ahronoth, данном накануне, премьер Израиля заявил, что, по его мнению, "у России есть желание снова стать империей. Они хотят стать фактором, имеющим мировое влияние. Десятки лет они выступали на Ближнем Востоке на стороне арабов, поставляли им огромное количество оружия и поддержку, предотвратившие победу Израиля в войне. По-моему, сегодня их намерения изменились. Они хотят выступать партнерами в процессе".

"Израиль не может противиться поставкам русского оружия арабам. Все продают оружие: и Америка, и Израиль. Наш протест в связи с продажей комплексов "Игла" Сирии объясняется опасениями, что это оружие попадет в руки террористических организаций. Пока, насколько мне известно, русские не подписали договор и не передали оружие. Я буду обсуждать это с Путиным", - заявил Ариэль Шарон.

Анонимный израильский правительственный источник в газете Ha'aretz указал: "Россия одной рукой борется с терроризмом, а второй - помогает стране, поддерживающей терроризм".

"Израиль беспокоит то, что оружие может попасть в руки террористов", - сказал Шарон в интервью израильской англоязычной газета газете The Jerusalem Post.

А министр иностранных дел Израиля Сильван Шалом резко негативно высказался по поводу сделки по продаже ПЗРК, заявив, что от этих разногласий с Россией "нельзя отмахнуться". Назвав продажу "неприемлемой для нас", Шалом сказал, что Израиль выразил Кремлю свое недовольство в связи с данной проблемой.

Кроме оказания поддержки группировкам "Хамас", "Исламский джихад" и "Хизбаллах", Сирия дала приют иракским лидерам-баасистам, которые вместе с террористами, проникающими в Ирак из Сирии, организуют большую часть террористических актов в Ираке, заявил Шалом.

Еще не поздно отменить эту сделку, сказал в интервью Ha'aretz высокопоставленный представитель израильского военного ведомства, хотя Россия и заявляет, что вопрос этой сделки уже решен. Израильские военные в четверг сообщили, что меньше беспокоит Израиль сам факт размещения ракетных комплексов в Сирии, так как, в случае необходимости, военно-воздушные силы Израиля смогут найти тактическое решение, которое снимет эту проблему.

Причиной, по которой Сирия решила приобрести ПЗРК, является стремление усилить противовоздушную оборону Сирии. Президент Башар Асад был в ярости, когда над одним из его дворцов, в котором он находился, пролетели израильские реактивные самолеты. Посредством такого демарша Израиль сделал предупреждение сирийскому президенту. А бывший высокопоставленный представитель военно-воздушных сил Израиля Гедеон Шефер заявил, что "израильские военно-воздушные силы смогут летать над дворцом президента Асада, если они захотят и когда они захотят. Это - факт, и ракеты не смогут защитить президента, если военно-воздушные силы захотят нанести ему визит".

В начале этой недели Путин подтвердил в интервью 1-му израильскому телеканалу, что Москва намерена совершить сделку по продаже ракетных комплексов, но эта сделка не нарушит баланс сил в регионе.

Между тем Путин, намекая на пролет израильских самолетов над летней резиденцией сирийского президента Асада в Латакии, на севере Сирии, пошутил: "Израильские самолеты больше не смогут летать над дворцом Башара Асада". Таким образом, подсадив израильские ВВС на "Иглу", Путин продолжил противостояние России и Израиля по вопросу военных поставок.

Хозяин Кремля ответил шуткой, и это одно из тех неожиданных проявлений чувства юмора российского президента, которое угрожает спровоцировать нечто большее, чем растерянность у дипломатов, пишет итальянская газета La Stampa. А израильская газета Ha'aretz отмечает, что заявления российского президента можно счесть колкостью в адрес принимающей стороны.

Израиль и Соединенные Штаты в течение многих месяцев пытались убедить Россию не совершать эту сделку из опасений, что ракетные комплексы могут попасть в руки террористов. Обычно ПЗРК переносятся на плече и приводятся в действие вручную, но Россия сообщала о своем намерении продать Сирии модифицированные комплексы, закрепленные на мобильных платформах.

Российские оборонщики и официальные лица, как могли, успокаивали израильтян и американцев. Президент Путин в интервью израильской The Jerusаlem Post гарантировал, что ракеты будут служить исключительно оборонным целям и не повлияют на баланс сил в регионе. Эксперты добавляли, что "Иглу" можно модернизировать, установив комплексы на специальной платформе, которая затруднит террористам использование ракет. "Мы прекрасно отдаем себе отчет в наших обязательствах по сохранению равновесия и не поставляем в Ближневосточный регион оружие, которое может быть передано террористам и использоваться ими", - говорил Путин.

Шарон не согласился с мнением, что русские сделают технически невозможным снять эти ракеты с платформ и перебазировать куда-либо. "Мы не принимаем такое объяснение. Мы считаем это опасностью для Израиля", - заявил Шарон в интервью Радио Израиля.

Правила игры известны обеим сторонам

Израиль разозлился не только из-за решения о поставках в Сирию ракет SA-18 ("Игла"), но и из-за напоминания о том, что эти ракеты могут осложнить маневры израильских ВВС в сирийском небе. Однако кое-кто истолковал слова президента по-другому - как нелестную ссылку на скудные оборонные возможности Сирии, пишет Ha'aretz.

Можно даже сказать, что эту сделку сделала возможным собственная самонадеянность Израиля. Не секрет, что ливанское и сирийское воздушное пространство широко открыто для израильских полетов. Но даже слабая страна с жалкими вооруженными силами имеет национальные символы и национальную гордость. Если бы не решение Израиля летать над резиденцией Башара Асада, ракетная сделка могла бы так и не реализоваться. После этих полетов Асад немедленно кинулся к своим российским патронам и попросил защиты.

Путин и его советники сообщили премьер-министру Ариэлю Шарону, что сделка не нарушает баланса власти, который однозначно склонен в пользу Израиля. Они также заявили, что в контракте особо оговорено то, что Россия будет внимательно следить, чтобы не произошло "утечки" ракет в руки "Хизбаллах". Путин не намерен уступать израильским требованиям, и его решение не изменится.

Обе стороны играют в игру, правила которой известны заранее. Россия решила продать ракеты, потому что об этом попросил Асад. Эта сделка выгодна для российской военной индустрии и может усилить позиции России на Ближнем Востоке. Израиль, который протестует против любых военных сделок на Ближнем Востоке, будет шумно возмущаться, даже если сделка не представляет никакой реальной угрозы для его военного превосходства, заключает Ha'aretz.

Для России сделка по продаже вооружений связана с понятием национальной гордости

Возможно, как пишет The Jerusаlem Post, для России эта сделка по продаже вооружений как-то связана с понятиями национальной гордости, так как Москва ошеломлена тем, что другие страны указывают ей, кому она может и кому не может продавать оружие. "Есть некоторые вещи, которых люди на Западе не понимают. Всем известно, что население России составляет 147 млн человек. Это не страна, это целый континент. Россия имеет огромные природные ресурсы и богатую культуру. Но я не думаю, что в России адекватно воспринимают понятие "национальной гордости", которое в России связывают с желанием восстановить статус огромной влиятельной империи", – сказал Шарон в интервью израильской газете.

Итальянская газета La Stampa отмечает, что российский президент сделал свое провокационное заявление на следующий день после визита Кондолизы Райс, которая выступила с критикой режима личной власти, установленного Путиным, и вступила в жесткую полемику с российскими дипломатами и военными по таких острым вопросам, как контроль за ядерным разоружением и продажа оружия еще одному персонажу, к которому испытывает ненависть Вашингтон, – президенту Венесуэлы Чавесу.

Кроме сделки по продаже ракетных комплексов, в центре внимания будет ядерная программа Ирана. Израиль рассчитывает, что Россия займет более жесткую позицию в том, чтобы замедлить продвижение Ирана к созданию ядерного оружия. Израиль, как и Европа, считают, что Россия также обеспокоена ядерными разработками Ирана.

Кроме того, будет обсуждаться проблема роста антисемитизма в России. В Израиле антисемитизм не считают "яблоком раздора" в переговорах с Путиным - это та проблема, над решением которой обе стороны могут совместно работать, сообщает газета.

Напомним, Путин приедет в Израиль 27 апреля, и это станет первым визитом действующего российского лидера в Израиль за всю историю. Это будет также первый визит Путина в качестве президента, хотя Путин ранее уже посещал в Израиль в другом ранге. Путин планирует прибыть в Израиль в следующую среду из Каира, в четверг он встретится с лидерами Израиля, в пятницу – с лидерами Палестины, и только затем вернется в Москву.

Многие в Израиле интерпретируют предстоящий визит Путина как попытку России повысить свою роль в международных делах. Ближний Восток является самым лучшим местом для страны, желающей продемонстрировать, что она является крупным игроком на международной арене, пишет The Jerusаlem Post.

Дружба с Дамаском, традиционным союзником СССР, возродилась в последние месяцы, параллельно нарастанию антиамериканских настроений в риторике Кремля. Башар Асад просил защиты у Москвы, так же, как и его отец, и в обмен ему простили 10 млрд долларов, которые Сирия задолжала России. Путин видит в сирийском президенте не только хорошего покупателя продукции своей отсталой военной промышленности, но и партнера в большой игре, которую Россия вновь хочет вести на международной арене, пишет итальянское издание. (Перевод материалов на сайте Inopressa.ru).