Дата
Автор
Андрей ДЕНИСОВ
Сохранённая копия
Original Material

"Наша действительность не может нас удовлетворить"

Президент предупреждает об угрозе бюрократического реванша

Ограничение бюрократии, либерализация условий для ведения бизнеса, амнистия капиталов, изменение качества правоохранительной и судебной системы, опережающий инфляцию рост выплат в бюджетной сфере - таковы ключевые постулаты шестого послания Федеральному Собранию, с которым вчера выступил Владимир Путин. Уникальным образом послание приветствовали и закоренелые противники, и традиционные сторонники Путина. Коммунист Геннадий Зюганов с удовлетворением отметил, что «президент резко полевел», а президент Татарстана единоросс Минтимер Шаймиев сказал: «Это правоцентристское послание, и оно близко мне по духу». Многие другие признавались, что «готовы подписаться под каждым словом» президентского послания. Те же, кто критиковал Путина, указывают как раз на то, что его слова расходятся с проводимой им политикой.

От Владимира Путина ждали подтверждения приверженности демократии и либеральным ценностям. Однако послание превзошло эти ожидания. Путин намеренно построил выступление на вопросах идеологического характера, сославшись на то, что «глубинный смысл ценностей свободы и демократии, справедливости и законности», несмотря на частое употребление этих понятий, раскрывается «достаточно редко». По мнению Путина, смысл этих ценностей состоит в «открытии широких и равных возможностей развития для всех».

Президент разделил меры, которые должна принимать власть, на три направления: во-первых, по развитию государства, во-вторых, по укреплению закона, развитию политической системы и повышению эффективности правосудия и, в-третьих, по развитию личности и гражданского общества в целом. Но из разъяснения этих мер вытекало, что развитие и государства, и законности, и политической системы Путин подчиняет интересам гражданина. Пожалуй, в такой ясной и определенной форме эти выводы прозвучали из его уст впервые.

Речь Путина, как обычно, прерывалась аплодисментами. Но вчерашние аплодисменты были какими-то неуверенными. Властная элита страны явно была не готова к тому, что глава государства выступит с программной речью, обличающей саму власть. Общепризнано, что главный негативный фактор, определяющий российский инвестиционный климат, -- коррупция. О необходимости бороться с ней в прошлые годы говорилось много и с разных трибун. Вчера в ряду отличительных свойств чиновничества к коррупции Путин добавил безответственность и непрофессионализм. По его мнению, сейчас класс чиновников «в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса».

«В наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной и коррумпированной бюрократии» -- этот приговор относился и к большей части аудитории в Кремле.

Неэффективность чиновников Путин продемонстрировал тут же, перейдя к необходимости «активной политики либерализации предпринимательского пространства». Президент напомнил о собственной инициативе по сокращению с десяти до трех лет срока давности по приватизационным сделкам, с которой он выступил ровно месяц назад на встрече с предпринимателями. «Соответствующие предложения по поправкам в законодательство внесены нами в правительство Российской Федерации. К сожалению, пока ни ответа ни привета, а поправить-то нужно только одно слово в одной статье».

Возможно, по причине такого плачевного результата взаимодействия с Белым домом послание содержит не так уж много инициатив, которые должны воплотиться в конкретных решениях и документах.

Главные из таких инициатив - необходимость упрощенного порядка легализации садовых участков, гаражей и жилья, отмена налога на наследство и легализация вывезенных капиталов. По мнению министра финансов Алексея Кудрина, экономический блок послания - «важный импульс бизнесу, что должно сказаться и на инвестиционном климате в России в целом».

Предложение об амнистии капиталов прозвучало из уст главы государства впервые. «Такой порядок должен сопровождаться только двумя условиями: уплатой 13-процентного подоходного налога и внесением соответствующих сумм на счета в российские банки», -- сказал Путин. Но насколько сенсационно такое заявление, настолько оно и проблемно, а пока -- и неактуально. Владельцы крупных капиталов им не воспользуются в силу репутационного риска -- для них это означает сознаться в своего рода «воровстве». Предприниматели среднего звена пока что просто не верят в гарантии прав собственности - для них велика опасность «потерять» не только 13%, но и остальные 87%. Это, впрочем, в Кремле сознают. «Я не думаю, что это очень быстро придет (эффект от амнистии - Ред.), но самое главное, что власть должна начинать двигаться в этом направлении», -- пояснил помощник президента Игорь Шувалов. А один из кремлевских экспертов полагает, что предложение об амнистии может заинтересовать скорее владельцев криминальных капиталов: «Для них 13% -- вполне приемлемая цена».

Зато как нельзя более актуальны слова Путина о работе налоговиков и таможенников. Он убежден, что приоритетом их деятельности не может быть выполнение «плана» по сбору налогов и пошлин. По его мнению, главное внимание должно быть уделено «проверкам текущего периода»: «налоговые органы не вправе «терроризировать» бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам». Эти заявления, несомненно, могли бы использовать адвокаты ЮКОСа, если бы они прозвучали несколькими месяцами раньше...

Конкретная задача для правительства и региональных властей поставлена в бюджетной сфере. Владимир Путин заявил, что им необходимо обеспечить повышение доходов бюджетников в реальном выражении не менее чем в полтора раза в течение трех лет. Это означает, что в этот период зарплаты в бюджетной сфере должны расти в полтора раза быстрее инфляции. «Выполнение этой задачи вполне реально, она уже заложена в среднесрочном плане до 2008 года», -- отрапортовал журналистам министр экономического развития Герман Греф. Правда, как специально подчеркнул президент, ответственность за установление размера и своевременную выплату зарплат в значительной степени лежит на региональных властях. А недавняя реформа системы льготных выплат показала, с каким скрипом действует механизм бюджетного федерализма.

Совокупность принципов и инициатив, заявленных вчера Путиным, заставляет обратить особое внимание на его, казалось бы, дежурное заявление: «Россия была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией. Выстраданные и завоеванные европейской культурой идеалы свободы, прав человека, справедливости и демократии в течение многих веков являлись для нашего общества определяющим ценностным ориентиром». Вектор развития политики и экономики в сторону социального государства с сильным частным сектором, который вчера определил президент России, очевидно совпадает с тем путем, который прошли европейские демократии во второй половине XX века.

Андрей ДЕНИСОВ