Le Monde: кремлевские кланы начали борьбу за преемника Путина
В Кремле вновь разгорелась борьба группировок. Интриги вокруг останков нефтяной компании ЮКОС и пересмотр сделки по слиянию "Газпрома" и "Роснефти" - лишь фасад этой борьбы, утверждает французская Le Monde. По мнению зарубежной прессы, развитие событий показало главное: Путин уже не контролирует кремлевские группировки в игре, где ставки исчисляются миллиардами долларов. Однако главным в борьбе кланов является вопрос о передаче власти в России в 2008 году, когда завершится второй срок президентских полномочий Владимира Путина. Друг другу противостоят два клана, причем борьба между ними не исчерпывается привычным соперничеством между "силовиками" (выходцами из спецслужб) и "либералами" в окружении российского президента.
Американская The Wall Street Journal добавляет: "в кремлевской клике идет междоусобная война, и Путин выглядит слабым, что опасно для человека, который так ценит свой имидж крепкого парня". Издание напоминает, что налоговики проигнорировали призыв президента оставить в покое частный бизнес и предъявили претензии ТНК-ВР, РАО ЕЭС и - накануне - крупнейшему оператору сотовой связи МТС. "Принятое на этой неделе решение отложить на неопределенное время слияние "Газпрома" с "Роснефтью", за которое выступает президент, усилило впечатление, что Путин теряет контроль над громоздким государственным аппаратом", - констатирует WSJ, статью которой публикует Inopressa.
- Инопресса: Путин уже не контролирует кремлевские группировки
- Инопресса: "Дело ЮКОСа" сфабриковано, и следы ведут в администрацию Кремля
Применительно к выборам 2008 года противоборствующие группировки правильнее называть "жесткими националистами" и "европейцами-прагматиками", считает Le Monde.
"Националисты"
"Националистов" возглавляет 44-летний Игорь Сечин, один из ближайших соратников Путина. В начале 90-х годов он являлся доверенным лицом Владимира Путина в санкт-петербургской мэрии, а в советские времена работал на КГБ в скромной должности "переводчика" в Мозамбике. Помимо работы в Кремле, Игорь Сечин с лета прошлого года возглавляет государственную нефтяную компанию "Роснефть", которая в конце 2004 года путем сомнительных транзакций приобрела главный филиал ЮКОСа. Именно Сечина СМИ считают инициатором "дела ЮКОСа", который с самого начала выступал за развал компании и в итоге добился своего.
В клан Сечина входят такие известные лица, как Виктор Иванов - бывший начальник экономического отдела российских спецслужб, и Сергей Пугачев - бывший банкир, любящий выставлять напоказ свои религиозные убеждения. Они видят Россию страной, сосредоточенной на своей православной и славянской самобытности, отделяющей себя от западного мира, свято почитающей государство и армию.
По данным Le Monde, эта группа пытается сделать фаворитом предвыборной кампании 2008 года Дмитрия Рогозина - лидера националистической партии "Родина", совершившей прорыв на парламентских выборах в декабре 2003 года.
"Роснефть" служит финансовым резервуаром для этого клана, только что одержавшего крупную победу. Именно поэтому так важно было, чтобы нефтяная компания не попала под крыло "Газпрома", контролируемого противоположным кланом.17 мая российские власти объявили об отмене проекта слияния между "Роснефтью" и государственным газовым гигантом "Газпром", что обеспечивает этой группе автономию и "непрозрачность".
"Прагматики"
Вторую группировку в Кремле, объединяющую "европейцев-прагматиков", возглавляет Владислав Сурков. В 90-е годы этот человек-тень работал на различные "олигархические" компании (сначала на МЕНАТЕП - холдинг, контролировавший ЮКОС, потом на "Альфа-банк"), прежде чем посвятить себя при Владимире Путине организации региональных выборов, которые в России проходят при активном использовании "административного ресурса", указывает Le Monde.
Группировка Суркова хочет сохранить "европейский фасад" России и - по крайней мере внешне - курс на сближение со странами Запада. "Однако на практике это еще более макиавеллистский подход, так как приверженность этой абсолютно циничной группировки демократическим ценностям весьма относительна", - заявил французской газете бывший диссидент Вячеслав Игрунов.
К этой группировке принадлежат глава спецслужб Николай Патрушев, министр обороны Сергей Иванов (не пользующийся популярностью в армии) и руководитель президентской администрации Дмитрий Медведев, который возглавляет совет директоров "Газпрома", финансирующего операции клана.
Последней политической креатурой "прагматиков" стала созданная в апреле молодежная организация "Наши". Она называет себя "антифашистским движением" и выполняет две задачи: заглушить любую критику в адрес Путина и уменьшить влияние партии "Родина". Кроме того, создание "Наших" призвано переориентировать в интересах Кремля все проявления молодежного протеста и исключить возможность "оранжевой революции" в России.
О кандидатах от этого клана Le Monde ничего не сообщает.
Путин на перепутье
Президент Путин, которого каждый из этих кланов (соперничающих и за контроль над президентской партией "Единая Россия") пытается перетащить на свою сторону, занял выжидательную позицию. По слухам, российский президент обескуражен провалом своей политики в бывшем СССР, в частности на Украине. "Рост социального недовольства в России, негативное влияние дела ЮКОСа на экономику и тупик, в который зашли реформы (в администрации и в армии), привели к тому, что теперь хозяин Кремля находит удовлетворение лишь в больших дипломатических форумах и планировании зарубежных визитов", - утверждает Le Monde.
В апреле Путин вновь заявил, что он не собирается менять конституцию страны, чтобы остаться президентом на третий срок. Неопределенность вокруг фигуры его преемника способствует возобновлению подковерной борьбы в Кремле. Однако, по мнению отечественных политологов, не исключено, что Путин останется у власти и после 2008 года.
Апрельские рассуждения президента Владимира Путина о возможности баллотироваться в 2012 году заставили экспертов задуматься о том, что будет делать президент четыре года с 2008 до 2012. Даже в "Единой России" полагают, что президент вполне может остаться на вершине политического Олимпа. Наиболее часто политологи вспоминают "немецкую модель", при которой Путин станет канцлером при президенте, выполняющем лишь представительские функции.
Два варианта действий президента называет Ольга Крыштановская, директор Института прикладной политики: "Думаю, Путин будет баллотироваться в президенты в 2012 году. А на период с 2008 по 2012 год он станет премьер-министром. Хотя не исключены и другие варианты - например, он может возглавить парламент. Но это маловероятно".
Политолог прогнозирует, что "если Путин остается во власти, то он станет человеком номер один в любом кресле. А новый президент будет ему не преемником, а помощником... если схема с марионеточным президентом все же будет реализована, с ним будут заключены очень серьезные закрытые соглашения по поводу ограничения его прав, в том числе и на кадровые перестановки в администрации президента. Мне кажется, что сегодня все свидетельствует о том, что власть перестраивает свои ряды для реализации этой схемы".
Не исключен и другой вариант: после 2008 года, когда Путин станет премьер-министром, будет изменена Конституция, с тем чтобы ввести в России германскую модель. Тогда президент будет избираться не всенародно, а некой ассамблеей, например парламентом и Общественной палатой. А премьер-министр станет подобен канцлеру. В такой схеме есть очевидный плюс, отмечает Крыштановская: при такой схеме Путину не придется избираться в третий раз. Став канцлером, он будет им еще 20 лет без всяких выборов. "А слабый президентишко будет избираться губернаторами, которых сам же Путин и назначит. Германская модель для Кремля выгоднее и удобнее всенародных выборов", - считает политолог.