ВЗЯТЬ ПОЧТУ И ТЕЛЕГРАФ
НОВОСТИ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ
Если бы у министерств были свои гимны, подобные корпоративным гимнам частных фирм, то чиновники приватизационного ведомства могли бы не ломать голов над сочинением слов и музыки, а просто распевать «Show must go on». В том смысле, что...
Если бы у министерств были свои гимны, подобные корпоративным гимнам частных фирм, то чиновники приватизационного ведомства могли бы не ломать голов над сочинением слов и музыки, а просто распевать «Show must go on». В том смысле, что приватизация в России и не думает заканчиваться. Пока деловое сообщество и политический истеблишмент размышляют о том, будут ли пересмотрены итоги приватизационных сделок прошлых лет, чиновники готовятся к проведению новых, не менее масштабных аукционов.
Готовятся к ним и многие бизнесмены, в том числе и «ветераны» приватизации. В особенности те, кто так и не сформулировал ярко выраженную стратегию развития бизнеса и продолжает действовать по принципу лихого портфельного инвестора — покупая все, что плохо лежит.
Приватизируемое имущество плохо лежит по определению: здесь, как нигде, больше широк диапазон для закулисной работы с чиновниками или попыток манипуляции общественным мнением, то есть применения технологий так называемой «дикой приватизации». Правда, не факт, что теперь такие методы окажутся столь же эффективными, как прежде. Анализ приватизационной и предприватизационной деятельности «Альфа-групп» только подтверждает такое предположение.
Альфозащитная организация
Пожалуй, наиболее ярким примером, иллюстрирующим преемственность традиций приватизационного дела в России, можно считать готовящуюся продажу 75-процентного пакета акций «Связьинвеста». Восемь лет назад государство рассталось с пакетом блокирующим, и сделка эта стала одной из самых скандальных даже в таком процессе, как переход госсобственности в частные руки.
Напомним, что тогда блокпакет «Связьинвеста» уплыл из рук Гусинского в руки тандема Потанин — Сорос, которые выложили рекордную по тем временам сумму в 1,8 миллиарда долларов. Правда, не так давно проявилась пиррова сущность этой победы: бесполезный, как выяснилось, блокпакет был перепродан за втрое меньшую сумму. Причем его обладателем стали структуры, близкие к господину Вексельбергу.
Понятно, что столь опытный бизнесмен может купить актив, который невозможно перепродать с хорошей комиссией, только в том случае, если он рассчитывает приобрести впоследствии полный контроль над компанией. Следовательно, участие «Альфы» в аукционе по «Связьинвесту» было предсказуемым.
Предсказания сбылись: «Альфа» заявила о желании побороться за этот кусок госсобственности вскоре после того, как в правительстве заговорили о грядущей приватизации как о деле ближайшего будущего.
Правда, чиновники слегка погорячились: в этом году «Связьинвест», скорее всего, продан не будет. Однако «Альфа», похоже, уже начала готовиться к аукциону. Причем не только публично.
В середине апреля на Пушкинской площади прошел санкционированный митинг, участники которого выступали против коррупции в Мининформсвязи, вследствие которой якобы пенсионеры многих регионов не получают свои кровные деньги. Митингу предшествовала масштабная информационная кампания, в рамках которой доходчиво объяснялось, как именно связисты вредят пенсионерам.
Основой большинства материалов послужил пресс-релиз МРОО «Общество защиты прав потребителей», в котором, в частности, утверждалось, что «правозащитники» получают многочисленные письма от пенсионеров Санкт-Петербурга, Мурманской, Челябинской, Свердловской областей, Краснодарского и Ставропольского краев. Бабушки и дедушки ждут и не дожидаются денег, которые им перечисляют через филиалы ФГУП «Почта России». В пресс-релизе уточнялась и причина такого несчастья: оказывается, стариковские гроши «крутились» через «Связьбанк». Более того, все эти безобразия стали возможны после того, как «Связьбанк» в 2002—2004 годах при «злостном попустительстве» руководства Минсвязи был «приватизирован в пользу офшорных компаний». На митинге же речь шла уже непосредственно о том, что «Связьбанк»-де — только первая ласточка и что аналогичная судьба ждет уже «Связьинвест». Если же он окажется в руках офшорных дельцов и «питерских связистов», то тарифы на связь вырастут, телефонизация страны прекратится и вообще наступят черные времена.
Отдавая должное высоте полета фантазии сотрудников МРОО «ОЗПП» и его руководителя Михаила Аншакова, стоит все же предупредить читателей, что, во-первых, никаких задержек пенсий по вине этого банка в вышеперечисленных регионах не было (хотя бы потому, что в половине из них «Связьбанк» вообще не обслуживает пенсионные счета), а, во-вторых, «Связьбанк» никогда не проходил процедуру приватизации — его продажа компании «РТК-Лизинг» была обусловлена реорганизацией бизнеса его предыдущего акционера — компании… «Связьинвест».
Получается, что организаторы митинга вовсе не защищали права пенсионеров, а пытались нанести ущерб репутации «Связьбанка», руководства телекоммуникационного ведомства, а также создать ореол скандальности вокруг грядущей приватизации «Связьинвеста». Понятно, что ОЗПП все это ни к чему. Значит, «правозащитники» действовали в угоду чужим интересам?
Совместное расследование, проведенное «Новой газетой» и «Связьбанком», позволяет сделать вывод о том, что самое прямое отношение к митингу имели люди, так или иначе связанные с «Альфа-групп».
Так, непосредственным организатором митинга выступала «Региональная общественная организация содействия реформе связи». В качестве контактного лица в заявке был указан Владимир Зинович. Показательно, что с 1999 по 2002 год господин Зинович работал в таких структурах, как «Альфа-банк», «Альфа-Эко», ЧОП «Альфа-гарант», и получал за свой труд весьма хорошие деньги. А электронную почту с приглашением принять участие в акции рассылала — исполнительный директор «Бюро «Общественных коммуникаций», соратница широко известного пиарщика Владимира Руга, ныне руководителя пиар-департамента ТНК-ВР.
Если представить себе, что за организацией митинга стояли структуры, аффилированные с «Альфой», то все встает на свои места. Напомним: основную идею митингующих можно свести к следующему утверждению: если «Связьинвест» попадет не в те руки, пиши пропало.
Мест нет
Впрочем, очередную серию связьинвестовской мыльной оперы мы увидим еще не скоро, и не факт, что «Альфа» будет там среди главных героев. Может элементарно не хватить мощностей: очень уж активно группа распыляет ресурсы, в том числе участвуя в уже идущих приватизационных баталиях.
Например, весной этого года «Альфа» попыталась вложиться в модную нынче питерскую недвижимость. На кону стояла одна из жемчужин гостиничного бизнеса Северной столицы — гостиница «Октябрьская». За нее готовы были биться структуры, аффилированные с АФК «Система», «Газпромом» и рядом местных компаний, в том числе банком «Викинг». «Альфа» в свойственном ей стиле попыталась сыграть на опережение и за сутки до аукциона заявила о том, что договорилась с банком «Викинг» (крупнейшим кредитором гостиницы) о покупке 37% акций. Таким образом, должно было создаться впечатление, что гостиница уже фактически куплена. Может, «Альфа» пыталась побряцать своим имиджем: мало кто хочет иметь такого делового партнера, который легко делает из миноритарных пакетов контрольные, — этакое предупреждение остальным участникам аукциона: иду, мол, на вы… Однако фокус не прошел.
«Октябрьскую» купил «Викинг». Причем в паре не с «Альфой», а с Еврофинанс-Моснарбанком. Как 60% акций, выставленных на аукционе, так и те 37%, которые поспешили приписать себе альфисты. В итоге москвичи были вынуждены признаться в том, что откровенно и безрезультатно блефовали.
Не все получается у «Альфы» и в тех случаях, когда речь идет даже не о завладении госимуществом, а об управлении им. Речь — о длящейся истории с аэропортом «Шереметьево». Напомним, что, несмотря на победу в конкурсе на управление им, вроде как победила «Альфа-Шереметьево», но итоги конкурса до сих пор официально не подведены. Кроме того, «Альфа» и «Аэрофлот» не могут разобраться в том, кто будет вкладываться в реконструкцию существующих мощностей, а кто — в строительство нового терминала. В этой ситуации не исключено даже, что «Альфа-Шереметьево» будет продана иностранному инвестору — немецкой компании «Фрапор». В таком случае «Альфе» удастся сделать деньги на активе, которым она и не вполне владела. Правда, не факт, что иностранцы действительно захотят вкладываться в проект, обремененный юридическими и политическими рисками.
Словом, «Альфа» сейчас не та, что прежде: ей приходится постепенно расставаться с имиджем непобедимого приватизационного рейдера. Может, это и к лучшему: ведь в прозрачной приватизации заинтересованы и бизнес, и власть.
Последние новости с передовой
Не последнюю роль в приватизации теперь начинают играть силовики. К примеру, приватизацию «Связьинвеста» сворачивают именно из-за того, что проектом остались недовольны ФСО и МВД. Кстати, новым гендиректором «Альфа-Телеком» в декабре 2004 г. по-тихому был назначен Анатолий Проценко, замначальника ФСО. Теперь «Альфа» пытается всячески блокировать приватизацию «Связьинвеста», рассчитывая взять реванш в следующем году.