«ВИДИМО, ТЕРРОРИСТЫ БЕСЧИНСТВУЮТ. НО НЕ ХОЧЕТ ЛИ СЭР ОТВЕДАТЬ ДЕСЕРТА?»
ИНОСТРАНИЯ
Cпустя две недели после того, как четыре бомбиста-самоубийцы подорвали себя в лондонской подземке и на рейсовом автобусе, унеся жизни 56 человек и ранив несколько сот других, еще четыре взрывных устройства разорвались по такой же схеме:...
Cпустя две недели после того, как четыре бомбиста-самоубийцы подорвали себя в лондонской подземке и на рейсовом автобусе, унеся жизни 56 человек и ранив несколько сот других, еще четыре взрывных устройства разорвались по такой же схеме: три — в вагонах поездов метро и одно — в рейсовом автобусе. На этот раз во всех четырех случаях основная взрывчатка не сработала. Сработали лишь детонаторы. Все четверо бомбистов скрылись. В итоге только один человек получил ранения.
Самое удивительное заключается в том, что террористические акты, происшедшие на минувшей неделе, точь-в-точь повторили «сюжет» того, что случилось 7 июля. Так же как и тогда, все три взрыва планировалось осуществить на ветках метро, проходивших через станцию «Кингс Кросс Стейшн». И так же как и тогда, четвертый взрыв должен был прогреметь с запозданием на одном из рейсовых автобусов.
Первый мини-взрыв произошел в минувший четверг в 12.25 утра на поезде, следовавшем на открытом участке линии «Хэммерсмит энд Сити Лайн» в районе станции «Шепардс Буш» на востоке Лондона. Бомбист был на некоторое мгновение оглушен взрывом детонаторов. Очухавшись, он сумел раздвинуть створки дверей, выскочить наружу и скрыться.
Четырьмя минутами позже прогремел второй мини-взрыв — на этот раз в поезде на самом подходе к станции «Уоррен-стрит» в Центральном Лондоне. Как и в первом случае, основное взрывное устройство не сработало, и взорвались лишь детонаторы. В возникшей панике бомбист сумел скрыться.
Третий мини-взрыв произошел в 12.30 в вагоне поезда, стоявшего на станции «Оувал» на Северной линии на юге Лондона. В этом месте события развивались очень драматично. У бомбиста был с собой рюкзак, из которого вдруг раздался хлопок, а затем повалил дым. Как потом выяснилось, во взрывном устройстве не сработал даже детонатор. Бомбист тут же бросил рюкзак, но стоявшие рядом пассажиры попытались задержать его. Произошла потасовка, но в итоге террористу удалось скрыться.
Четвертый мини-взрыв произошел в 1.30 на втором этаже автобуса, следовавшего по маршруту 26. Автобус находился на улице Хакни-Роуд в районе Шоредитч в Восточном Лондоне. Взрывом детонаторов было выбито окно в автобусе.
Практически мгновенно после каждого из инцидентов вооруженные полицейские быстро оцепляли районы происшествий. Прибывшие на место происшествия одетые в костюмы химзащиты медики проверили место происшествий на предмет возможного наличия биологических и химических веществ. Тут же на месте был проведен предварительный опрос свидетелей. Десятки людей добровольно предоставили в распоряжение властей снимки, сделанные мобильными телефонами.
Комиссар лондонской полиции сэр Иан Блэйр обратился к жителям Лондона очень скоро после взрывов и попросил продолжать заниматься своими делами и не дать террористам сорвать нормальную жизнь города.
Чуть позднее к населению обратился премьер-министр Тони Блэр, который заявил о том, что террористы не сумеют запугать британцев и подорвать демократические устои в стране.
Как и в предыдущем случае, лондонцы сумели сохранить завидное спокойствие. Я, кстати, испытал это на собственном примере. В тот момент, когда прогремели все четыре взрыва, я находился в ресторане с одним моим приятелем из Москвы. Когда один мой британский коллега сообщил мне по мобильному телефону, что в Лондоне произошли очередные теракты, я спросил у подошедшего к нашему столу официанту, знает ли он что-нибудь о том, что произошло в городе. Он, не смутившись, сказал:
— Видимо, опять террористы бесчинствуют. Не хочет ли сэр отведать десерта?
В целом город продолжал в тот день функционировать в достаточно нормальном ритме, если не считать того, что несколько веток метро не работало и в ряде районов возникли заторы на дорогах. Впрочем, повышенная активность служб безопасности и правопорядка давала о себе знать повсюду: на улицах появились усиленные наряды полиции, то и дело мимо проносились машины с включенными сиренами и мигалками, а в метро начались выборочные обыски пассажиров. Вечером по городу прошел слух, что в охоту за бомбистами включились военнослужащие из состава спецвойск Эс-Эй-Эс. Стало также известно, что Лондон был переведен в режим самой повышенной безопасности, а вооруженным нарядам был отдан приказ стрелять на полное поражение.
Этот приказ был приведен в исполнение в пятницу в 10.00 утра. Действуя по наводке, полиция сумела выследить бомбиста, который, судя по всему, намеревался осуществить взрыв в метро. Погоня началась в окрестностях станции метро «Стокуэлл Стейшн» на юге Лондона.
Подозреваемый попытался убежать, проникнув на станцию метро, но его настигли на перроне, и он был убит пятью выстрелами в упор в тот момент, когда вбежал в один из вагонов. Все это произошло на глазах у десятков пассажиров. (Правда, потом появилась информация о том, что этот человек не был причастен к террористической деятельности.) А примерно час спустя в окрестностях все той же станции «Стокуэлл Стейшн» был арестован человек, который, как подозревают, напрямую причастен к неудавшимся терактам 21 июля.
На момент написания этой статьи полиция прочесывала несколько районов Лондона в поисках террористов. Одновременно по итогам бесед со свидетелями и просмотра записей, сделанных уличными видеокамерами, были опубликованы снимки четырех бомбистов. Было ясно, что кольцо вокруг них сжималось с каждым часом.