Людмила Путина действительно работала в компании, подозреваемой в отмывании денег. Москва мешает расследованию
В Кремле и в самом "Телекоминвесте" подтверждают, что жена президента России Людмила Путина работала в этой компании, оказавшейся в центре аферы с отмыванием денег через немецкий Commerzbank. Напомним, о роли Путина в формировании холдинга "Телекоминвест" и о том, что его супруга работала в этой компании в 1998-99 годах первой сообщила немецкая газета Frankfurter Ruhdschau.
По данным издания, Владимир Путин, будучи первым заместителем мэра Санкт-Петербурга и отвечая за внешнеэкономическую деятельность, "выдавал разрешение на создание таких совместных предприятий (как "Телекоминвест")". (Статья Frankfurter Ruhdschau на сайте Inopressa.Ru.) Холдинг был создан в 1994 году, а Людмила Путина работала там в 1998 и 1999 годах.
"Ведомостям" удалось подтвердить информацию о месте работы Людмилы Путиной. Источник, близкий к компании, вспоминает, что на работу Людмила Путина устроилась, когда Путин переезжал из Петербурга в Москву и его родным пришлось искать себе занятие в столице. "Московское представительство нельзя было даже назвать офисом - скорее это было место, куда приезжали связисты из Питера, где они проводили встречи, - рассказывает источник. - Людмила Путина была единственным сотрудником: она отвечала на телефонные звонки, организовывала встречи". Собеседник газеты убежден, что "никакой политической подоплеки в ее работе не было и "не следует полагать, будто Путин и "Телекоминвест" каким-то образом связаны".
Анонимный собеседник, работавший у тогдашнего мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака советником, добавляет, что выдача разрешений на создание совместных предприятий (которую якобы организовал Путин) у заместителей Собчака была "обычной практикой".
В Кремле считают, что фамилия Путиных "упомянута журналистами для красного словца", и также не отрицают, что Людмила Путина несколько месяцев проработала в московском офисе "Телекоминвеста". "Из статьи непонятно, каким образом Людмила Путина и ее непродолжительная работа в "Телекоминвесте" имеют отношение к проблемам на телекоммуникационном рынке", - выразил недоумение источник в администрации президента.
Между тем немецкая пресса считает, что игнорирование Россией громкого дела не позволяет надеяться на содействие в расследовании и не исключают, что определенную роль в этом сыграл Кремль. Suddeutsche Zeitung прямо пишет: "Германии не приходится рассчитывать на содействие и помощь России в расследовании аферы по отмыванию денег, в которую замешан Commerzbank... Эта афера не побудила московскую юстицию предпринять какие-либо действия". Один из аналитиков пояснил газете, что "это связано с политикой, и некоторые не хотят, чтобы это дело расследовали". "Рейман находится под защитой Владимира Путина. Министр считается личным другом президента, их дружба началась еще в те времена, когда они вместе работали в Санкт-Петербурге... Российскую прокуратуру снова и снова можно упрекать в том, что она является инструментом политиков", - указывает немецкая газета. (Перевод статьи на сайте Inopressa.Ru.)
Из-за скандала вокруг возможного отмывания денег на выходных подал в отставку член правления Commerzbank Андреас де Мезьер. В банке он курировал кадровые вопросы, а также бизнес в Центральной и Восточной Европе.
Нынешнее следствие по делу об отмывании денег из России развернулось широко. В рамках соглашений о сотрудничестве и оказании взаимного содействия география следственных мероприятий по данному делу уже сегодня охватывает не только Германию, но и Швейцарию, Лихтенштейн, Люксембург и Кипр.
Афера "Телекоминвеста"
Нынешнее следствие против сотрудников Commerzbank было заведено еще в начале 2003 года и сосредоточилось сейчас вокруг последствий российской приватизации. Как предполагают следователи, приватизированные объекты переходили из рук в руки, в конце концов превращались в живые деньги, которые затем инвестировались в нужные фирмы. Именно по такой схеме, как утверждает другая немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ), через First National Holding в Люксембурге была прокручена большая сумма денег, которая через "Телекоминвест" была вложена в российскую телекоммуникационную компанию мобильной связи "Мегафон".
По данным американской The Wall Street Journal, схема отмывания выглядит несколько иначе. Адвокат Джеффри Гальмонд, известный по скандалу со спорным пакетом акций "Мегафона", получал в распоряжение от "Телекоминвеста" активы российских телекоммуникационных компаний и за счет размытия в них государственной доли получал над ними контроль. Джеффри Гальмонду помогал сотрудник Commerzbank Майкл Норт. Вместе с Вадимом Виноградовым, другим бывшим сотрудником Commerzbank, и с помощью подставной структуры Eurokapital Норт отмывал полученные Джеффри Гальмондом активы. WSJ оценивает их нынешнюю стоимость в несколько миллиардов долларов. Газета при этом не приводит каких-то конкретных схем отмывки денег либо активов. Говорится лишь о том, что "Телекоминвест" мог покупать акции телекоммуникационных компаний со значительным дисконтом. До недавнего времени участие господина Гальмонда в схеме было неизвестно, говорится в публикации WSJ, и только судебный процесс вокруг спорного пакета "Мегафона" выявил, что и он причастен к скандалу вокруг Commerzbank. 27 июля 2004 года на этом процессе сам господин Гальмонд заявил, что Commerzbank действовал лишь в роли номинального держателя акций холдинговой компании, который был продан контрольный пакет "Телекоминвеста". Гальмонд утверждает, что является полноправным владельцем этого холдинга. Однако пресса, освещающая скандал, считает, что на самом деле за ним стоит министр связи Леонид Рейман.
В начале 90-х петербургский рынок связи контролировался двумя государственными компаниями: "Петербургской телефонной сетью" (ПТС) и "Санкт-Петербургским междугородным международным телефоном" (СПб ММТ). В 1994 году эти две государственные компании основали холдинговую компанию "Телекоминвест". Одним из основателей "Телекоминвеста" выступил нынешний министр телекоммуникаций Леонид Рейман, а главным активом стали 45% акций компании "Северо-Западный GSM" - монополиста в области GSM-связи в Санкт-Петербурге, который впоследствии сформировал ядро компании "Мегафон".