Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

ПРИВАТИЗАЦИЯ И ЕСТЬ НАУКА?

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

В Санкт-Петербурге продолжается широкая презентация первого в системе РАН Физико-технологического университета для подготовки магистров и аспирантов. Он создается на базе знаменитого Физико-технического института имени А. Иоффе. Крупный...

В Санкт-Петербурге продолжается широкая презентация первого в системе РАН Физико-технологического университета для подготовки магистров и аспирантов. Он создается на базе знаменитого Физико-технического института имени А. Иоффе. Крупный научно-образовательный центр будет включать специализированную школу-лицей, профильные кафедры ведущих технических университетов Санкт-Петербурга и аспирантуру. Представляя журналистам эту радостную новость, представители академии пафоса не стесняются. «Тем самым реализована инициатива лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова, — объяснял прессе смысл происходящего ученый секретарь Санкт-Петербургского научного центра РАН Эдуард Тропп. — Это сохраняет преемственность научных школ, обещает прорыв на критических направлениях науки и техники, в конечном счете — перевод национальной экономики на инновационные рельсы».

Уповая на великие академические умы, государство год от года увеличивает финансирование РАН, рассчитывая на очередные обещанные прорывы в области инноваций. В 2005 году академии ассигновано 56 млрд рублей. Однако достижения академиков продолжают оставаться не слишком заметными.

Бюджетные ассигнования на науку конечно же, как это модно говорить, осваиваются. Однако до уровня готовой к внедрению в отечественное производство технологии все эти разработки почему-то не доходят.

Любимый аргумент «нобелевской команды» — упадок отечественной промышленности, которая в своем жалком положении не в состоянии использовать высокотехнологичные разработки ученых. Поэтому сотрудники лабораторий вынуждены реализовать свои опытные образцы мелкими партиями (по 10 — 20 штук) зарубежным компаниям через фирмы-посредники.

Так, например, лаборатория полупроводниковых лазеров ФТИ вынуждена сотрудничать с белорусским производителем медицинского оборудования.

Хотя чем экономика Белоруссии лучше отечественной, совершенно непонятно.

Недавно много шума наделало приобретение Физтехом за счет государства установки для выращивания микроструктур РИБЕР-49 за три миллиона долларов. Никакого научно-исследовательского назначения у этого агрегата пока не замечено, зато есть отличная коммерческая перспектива.

Машина выпускает промышленными партиями пластины с микроструктурами, которые стоят дорого и пользуются спросом за границей. Кстати, установку эту разместили не в помещениях Физтеха, а в здании нового научно-образовательного комплекса (НОК). Вообще в НОК из Физтеха постепенно перекочевывает большая часть оборудования. А на освободившиеся площади в здании ФТИ, естественно, въезжают арендаторы.

Зачем же простаивать площадям? Все логично. Знакомая схема — собрать все самое ценное под своей крышей да еще и с казенных площадей получить прибыль…

Возникает вопрос — зачем академические институты расходуют время и деньги на создание ненужных нашей промышленности технологий, а долгожданными инновациями никто не занимается? Хотя инновационные компании подтверждают, что теоретически готовы сотрудничать с РАН, заказывать и оплачивать исследования. Например, наделал много шума случай, когда ФТИ все-таки взялся выполнить заказ тогдашнего Минатома России на разработку для центра в Снежинске (РФАЦ ВНИИТФ) технологии выращивания кристаллов для светодиодов. Затратили время и средства, но выяснилось, что по этой технологии никаких светодиодов вырастить невозможно. По-видимому, оттого, что руководство Физтеха, используя авторитет нобелевского лауреата Жореса Алферова, направляет свою творческую энергию не туда, куда, по идее, предстоит переводить национальную экономику аспирантам нового Физико-технологического университета.

От редакции. Мы продолжаем дискуссию. Ждем ваших откликов на нашем форуме ОТКРЫТО.RU