Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

ДЕНЬГИ НИЧЬИ

СПОРТ

«…Это был подкуп с российской стороны — они предлагали деньги за то, чтобы мы проиграли… Могу сказать только то, что деньги предлагались как руководству федерации футбола Латвии, так и отдельным игрокам, с которыми связывались...

«…Это был подкуп с российской стороны — они предлагали деньги за то, чтобы мы проиграли… Могу сказать только то, что деньги предлагались как руководству федерации футбола Латвии, так и отдельным игрокам, с которыми связывались представители российской стороны. Предложенные суммы были впечатляющими…».

Вот те самые слова капитана сборной Латвии Виталия Астафьева, которые стали катализатором, пожалуй, самого громкого политического скандала в европейском футболе за все время существования футбола российского. Если перевести эти фразы, опубликованные в латвийском еженедельнике Sporta Avize, на разговорный русский, то получится следующее — российская сторона (прошу заметить: не представители нашей сборной, а именно российская сторона) предлагала национальной команде Латвии «сдать» принципиальнейший матч отборочного группового турнира за право выхода на чемпионат мира.

Представители РФС и нашей сборной отреагировали мгновенно. В течение буквально трех часов с момента выхода они выразили в СМИ свое изумление по поводу откровения капитана латышей. Также предположили существование «неких третьих лиц», которые старательно пытаются превратить спортивное состязание в политический конфликт.

Президент РФС Виталий Мутко в политику вдаваться не стал. И перешел в стремительное наступление, заявив, что Астафьеву нужно назвать граждан, которые подходили к латвийским футбольным деятелям с недвусмысленным предложением, для того чтобы провести полноценное расследование. В противном случае Виталий Леонтьевич пообещал сделать все, чтобы прибалтийский правдоруб лишился возможности выступать за свою сборную вообще и за казанский «Рубин» в частности. Дабы отдельным гражданам впредь было неповадно порочить честь российского футбола.

Латвийская сторона в лице президента местной федерации футбола Гунтиса Индрикссонса и отдельных игроков также выразила свое недоумение, оставив Виталия Астафьева один на один с жесткими спортивными законами. Последний, видимо, пораженный реакцией своих соотечественников, тоже потихоньку начал отказываться от своих признаний, сообщая прессе, что его слова были выдернуты из контекста. Якобы он говорил исключительно о слухах, которые распространяла местная пресса незадолго до матча Латвия — Россия. В общем, все сплошное недоразумение и недопонимание.

Для того чтобы как-то прояснить ситуацию, я решил встретиться с людьми, скажем так, сведущими в околофутбольных делах. На правах анонимности они с мастерством заправских дипломатов рассказали весьма интересные вещи.

«Говорить о том, что на уровне сборных команд вообще не проводятся странные матчи, по крайней мере несерьезно. Да, их количество несоизмеримо меньше, чем в чемпионатах отдельных стран. Но все же они есть. Не хочется конкретизировать, но любой специалист назовет вам минимум с полдесятка «странных» (заметьте: не договорных или сданных, а именно «странных») матчей.

Если говорить конкретно о деле Астафьева… Ну для начала надо заметить, что матч между сборными Латвии и России, тем более на поле соперников и в присутствии президента прибалтийского государства, — бесспорно событие политического масштаба. Зря уважаемый (действительно уважаемый) президент РФС Виталий Мутко обозначал эту игру как исключительно спортивный поединок.

Если уж дело идет о политике, то нужно озвучить некоторые перемены, которые произошли в нашем футболе благодаря известному указу президента о назначении глав регионов свыше. Благодаря столь интересному решению Владимира Владимировича в стране только за прошедший год «умерли» 7—8 команд в низших дивизионах, десятки дышат на ладан — ведь местным бонзам нет смысла теперь спонсировать то, что не приносит политических дивидендов. О ситуации в премьер-лиге можно судить по историям с «Ротором», «Ростовом», «Крыльями Советов», но и они не отображают всю картину. Футбольные политические страсти умерли на местах.

Вернемся к «делу Астафьева». Предположим, действительно группе игроков сборной Латвии предлагали энную сумму за проигрыш нашей команде. Кто эти игроки? Наверняка футболисты, выступающие за российские клубы. Ведь им всегда можно заткнуть рот действующими контрактами. А вот кто предлагал деньги — вопрос гораздо более запутанный. Не секрет, что вокруг нашей сборной крутится достаточно большое количество людей, имеющих весьма отдаленное отношение к спорту. Засветиться рядом с национальной командой — большой политический фарт с далеко идущими последствиями. Вот и обросла она разнообразными «благодетелями». Возможно, именно от одного из них и шла инициатива подкупа латвийских игроков. Естественно, переговоры вел не сам «благодетель», а некий псевдоадминистратор, не имеющий никакого отношения к сборной.

Скорее всего, представители нашей сборной (по крайней мере подавляющее их большинство) ничего не знали о вышеупомянутых переговорах. Известно, что доказать факт подкупа игрока фактически невозможно, поскольку если даже Виталий Астафьев и назовет имя человека, предлагавшего ему сдать матч, то он наверняка окажется обычным Васей Пупкиным — человеком, далеким от футбола. Наверняка об этом догадывалась и латвийская сторона — поэтому-то она и отказалась поддержать своего «правдоруба».

Так или иначе, во всей этой истории совершенно непонятна одна вещь — кто или что сподвигло капитана латышей и полузащитника казанского «Рубина» на такое рискованное заявление».

КОММЕНТАРИЙ

Владимир ВИГМАН, заместитель главного редактора газеты «Телеграф» (Рига):

Не хочется портить отношения

— Во вторник утром, когда только начинали разгораться страсти по поводу интервью Виталия Астафьева, наш корреспондент Олег Сокол связался с капитаном сборной Латвии. Виталий подтвердил, что он действительно говорил в интервью о попытке подкупа с российской стороны. Днем его телефон был отключен. А вечером появилась информация, что Виталий Астафьев отказывается от своих слов.

И это при том, что у капитана сборной Латвии — репутация серьезного человека. Человека, который всегда отвечает за свои слова. Уверен — сейчас Виталий очень сожалеет о том, что дал это интервью. На него оказывается колоссальное давление, в адрес Астафьева звучат весьма серьезные угрозы.

По идее, в этой истории его должны были поддержать игроки и руководство Латвийской федерации футбола. Но, как видите, ничего подобного не происходит. И боюсь, не произойдет. Не только потому, что факт попытки подкупа тяжело доказать. Просто у нашей федерации футбола достаточно плотные отношения с РФС. Никому не хочется их портить и ломать сложившиеся трансферные дела.

Что касается политики в этом деле… Естественно, граждане политики всегда пытаются сделать себе пиар на спорте, как, впрочем, и на культуре. Сделать себя этаким приложением значительного действия. Для отдельных деятелей матч Латвия — Россия наверняка виделся в определенном политическом или пиарском контексте. Но только не для футболистов. Они профессиональные спортсмены и не будут умирать на поле только из-за того, что на трибуне присутствует президент.