Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

В ЧЕМ ТРУДНО ПРИЗНАТЬСЯ ВСЛУХ

ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИНОКЛЬ

Для французских зрителей в Нанси текст «Сентябрь.doc» прямо с колес переводила Татьяна МОГИЛЕВСКАЯ, еще в 2000 году защитившая в Новой Сорбонне кандидатскую диссертацию о новом поколении современной российской драматургии.Про «Театр.doc»...

Для французских зрителей в Нанси текст «Сентябрь.doc» прямо с колес переводила Татьяна МОГИЛЕВСКАЯ, еще в 2000 году защитившая в Новой Сорбонне кандидатскую диссертацию о новом поколении современной российской драматургии.

Про «Театр.doc» Татьяна сейчас дописывает докторскую, которую будет защищать в Институте театральных исследований под руководством Жана-Пьера Сарразака, крупнейшего французского специалиста по современной драматургии. Ее работа — первое научное осмысление новейшего русского театра в лице «Театра.doc».

— Татьяна, какую прессу «Сентябрь.doc» получил во Франции?

— Считается, что событие состоялось, если о нем написали «Либерасьон», «Фигаро» и «Монд». О фестивале «Пассаж» написали все три газеты. Я наткнулась на очень интересную статью театрального критика «Монд» Фабьен Д'Арж о «Сентябрь.doc» под названием «Намеренная путаница». Она поняла идею режиссера Михаила Угарова: спектакль специально сделан так, что в нем нет заключений, нет оценок, а есть полифония голосов. И сравнила «Сентябрь.doc» с последней пьесой очень известного французского драматурга Мишеля Винавера «11 сентября 2001 года», который никогда раньше не писал документальных пьес. Пьесы такого рода служат средством удержания памяти.

— Ваша рецензия на спектакль как переводчика?

— Я пропустила этот текст через себя и заметила, что драматургически он великолепно построен.

Они говорят вещи очень стыдные, и я ловила себя на том, что могу себе представить, что думаю такие вещи про себя. Речь там идет о том, что, узнав о жертвах, чувствуешь возмущение и страх, а сочувствия не испытываешь. Потому что не можешь испытывать сочувствия к чужим людям. Что, если что-то произойдет с моей семьей, мне сочувствие не будет нужно. Очень мало кто может признаться в этом вслух.

— Почему вы посвятили диссертацию «Театру.doc»?

— Мне, безусловно, интересен современный российский экспериментальный театр. Как человек, живущий за границей, я вижу в «Театре.doc» единственное художественное явление, которое в эпоху Путина занимается проблематичной и бесперспективной российской реальностью. «Театр.doc», во-первых, эту реальность отражает — чего не делают другие художественные медиа. Отражает с большей, чем кто-либо, точностью. Второе — тот эффект сдерживания собственных эмоций, на котором работают актеры. Актер и режиссер не обращаются к априорной морали, а надеются, что сама реальность что-то им принесет и расскажет.

— Вам не кажется, что «новая драма» в режиме «Театра.doc» — это просто плохая публицистика?

— Эмоции, испытанные на спектаклях «Театра.doc», невозможно пережить при чтении статей. Конечно, это вопрос восприятия. Для меня это, безусловно, театр. Не только социальное явление, но и единственный действующий в современной России экспериментальный театр наряду с театром Васильева. Театр, не пользующийся готовыми рецептами, идущий на риск.

Еще очень важный момент — российский театр живет по пирамидальной модели, а иерархичность во всех слоях общества сейчас только усиливается. Пирамидальные отношения отсутствуют среди людей, вовлеченных в круг «Театра.doc», что очень важно для молодых. Для них это превосходная школа демократии, несмотря на хаос, который иногда этому всему сопутствует.

Я пишу о «Театре.doc» как о театре безусловно политическом. Не надо забывать, что у документального театра длинная история, он долго воспринимался через марксистскую теорию, борьбу классовых сообществ. Осмыслять нашу противоречивую реальность очень сложно. Осмысление — ведь это чтобы в театре за нас подумали, правда? На Западе давно театр делает зрителя все более активным соучастником спектакля. Что называется «сотрудничеством в плане смысла». Такая позиция вырабатывает у зрителя свой личный взгляд на события. Это очень важное этическое и эстетическое качество театра. Российское ТВ и так все больше диктует — что€ думать. «Театр.dоc» идет по другому пути: не спать! Думать самому!

P.S. Мое мнение не во всем совпадает с точкой зрения французского ученого. Меня шокировало отсутствие позиции авторов спектакля о Беслане. Метод отстранения, по-моему, невозможен, когда ты собираешь и озвучиваешь факты трагедии. Или в твоем отборе должна быть читаемая позиция. Мне не удалось ее отыскать. Тем не менее на сегодня «Сентябрь.doc» — единственный спектакль о бесланских событиях.