Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

СИСТЕМА ДОЛБИТ!

КИНОБУДКА

С утра 8 сентября Новый Арбат «зачищали», создавая парковочные места для вип-гостей. Тротуар по ширине застилали красной дорожкой. Ближе к вечеру, сверкая эполетами, подтянулся духовой оркестр. Под ностальгическое «А я иду, шагаю по...

С утра 8 сентября Новый Арбат «зачищали», создавая парковочные места для вип-гостей. Тротуар по ширине застилали красной дорожкой. Ближе к вечеру, сверкая эполетами, подтянулся духовой оркестр. Под ностальгическое «А я иду, шагаю по Москве» нарядная толпа через рамки металлоискателя медленно просачивалась в реконструированный киноцентр…

Вновь открылись двери премьерного кинотеатра «Октябрь».

Того самого, что был построен в год пятидесятилетия революции (как составная часть проспекта Калинина согласно генплану 1935 года: соединить центр столицы с ее западом), а в 90-е годы «временно» закрыт. Перерыв растянулся чуть ли не на 15 лет… И вот теперь «Октябрь» вновь явился к нам, чтобы соединить наше начищенное пафосом прошлое с нашим же туманным настоящим.

Внешне флагман советской архитектуры практически не изменился, сохранились и мозаика на революционную тему, и застекленный фасад. Но недаром мэр Лужков сказал на открытии, что «Октябрь» олицетворяет нашу действительность. Бывший символ самого развитого в мире социализма превратился в мощный капиталистический плацдарм.

Крупнейший в России мультиплекс рассчитан более чем на три тысячи зрителей. Общая площадь более 20 000 кв. метров. Запланирована и ресторанная зона, которая откроется позже. Девять кинозалов оснащены системами Dolby Surround EX, кинопроекционным оборудованием Simplex Millennium II и Simplex Combination, экранами Harkness. Залы предназначены и для проведения премьер, спецпросмотров, фестивалей. Цены запланированы в диапазоне от 100 до 250 рублей за сеанс. В главном зале будут проходить и концерты. Собственно, концертом все и началось.

После призыва «Серьги» Галанина: «Мы дети большого города. Он дорог нам, мы с ним будем жить» — на сцену повыскакивали «15 клевых людей», дергающихся, словно от ожогов, заклинающих публику: «С нами Ксения Собчак и Ксюша Бородина». Это мы и сами знаем. Нет, Лужков прав: судьба «Октября» — точная калька судьбы культуры (а еще политики и экономики). Иосиф Кобзон, внимательно вслушивающийся в незамысловатый припев «клевых»: «На-на-на, на-на-на», видимо, вспоминал времена спутницы тревог «красной гвоздики» и потому отчаянно вздыхал.

Летаргический сон «Октября» совпал с кризисом российского кино. И вот государственный кинопрокат умер, да здравствуют акулы кинобизнеса! Тендер на долгосрочное управление выиграла компания «Каро Фильм» (в ее управлении уже 15 кинотеатров в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде). «Каро» — флагман прокатного бизнеса, компания, продвигающая на российские экраны самые дорогие блокбастеры. А с недавнего времени обратившая внимание и на российское кино. По слухам, хотели «как лучше» — открыть «Октябрь» долгожданной и достойной картиной Федора Бондарчука «Девятая рота», но мэр велел открываться спешно, в начале сентября. Потому «Октябрь» захватили бойцы спецподразделения по борьбе с наркотиками, сурово рассматривающие праздную публику с рекламных билбордов. «Мужской сезон. Бархатная революция» — второй опус от Олега Степченко.

Наверное, все правильно получилось: словно чертик из коробочки, выскочил фильм, в котором сконцентрировались проблемы не только кино.

Это вам не «Ленфильм» с «Мосфильмом». «РОСПО-фильм» («Региональная общественная организация сотрудников правоохранительных органов») не экономит на бюджетах патриотических произведений, о чем дает понять с первых же минут взрывоопасного действа (трюки готовили авторы «Ночного дозора»). В операторы позвали талантливую Машу Соловьеву. Но в тупик фильм загнал режиссер.

Олега Степченко (по образованию художника театра и кино) публика запомнила по агрессивной рекламе его предыдущего фильма — «Сматывай удочки». В прошлом клипмейкер (клипы Овсиенко, Шевчука, Киркорова и Пугачевой), он не справился с каскадно снятым материалом. Псевдодокументальная съемка, рваный монтаж, спутниковая фотосъемка, компьютерная графика. Едва разглядываешь проносящиеся мимо цитаты: от Ву до Тарантино. Навязчивая техномузыка Антона Гарсиа (в прежней жизни — дизайнера ювелирных украшений) лишь усиливает ощущение бессвязности.

Место действия: Россия, Чехия, США, Кения, Украина, Германия. Элитные гольф-клубы, взрывающиеся автомобили на рынках, крымские и кенийские виды, хайтековские небоскребы и сад «Эрмитаж» в роли больничного двора. Географическому размаху отвечает сюжетный. Борьба российских парней (Алексей Кравченко и Алексей Петрухин) с мировыми наркобаронами носит планетарный характер. Но руководит бойцами невидимого фронта коррумпированный преступник по фамилии Бердяев и по кличке Философ. А плохой миллионер дядя Сорс (Александр Яковлев) вместо благотворительности занимается устроительством бархатной революции где-то в Африке, чтобы наладить беспрепятственно наркотрафик.

Знамо, чем оранжевые революции занимаются. Вот это настоящий патриотизм, по-нашему, по фээсбэшному.

А нашим «двум бойцам» тоже нелегко. Над головой пули свистят, машины в воздух летят, свидетелей расстреливают. Вместо крепкого тыла — жена, подсевшая на наркотики, и разбитная дочь. Хорошо еще, руку помощи протянет Шерлок Холмс — Ливанов в роли ветерана ГБ. А совсем уж на заднем плане маячит сам Майкл Мэдсон. Что он тут забыл, лучше расспросить у него самого.

Алексей Кравченко в главной роли крутого, непричесанного, своевольного сыщика вполне убедителен. Вторая скрипка в дуэте, Алексей Петрухин (аккуратист в очках и с ноутбуком), ученически фальшивит.

Говорят, в Америке русский «фастфуд» был принят с одобрением (премьера состоялась 17 августа в кинотеатре «Арклайт» — Лос-Анджелес). Рассказывают, что американцев привлекла «визуальная агрессия». Вроде бы именитая компания «Мирамакс» заключила с производителями фильма договор на мировую дистрибуцию картины. Может, американская версия отличается от российской? По книжке Александра Карпова можно было снять приличный коммерческий боевик. Но, видимо, пары галлюциногенов просочились в монтажную, оттого лихие сцены прерываются наркотически сбивчивыми эпизодами.

Вот как мы с Юрием Михайловичем Лужковым открывали вечно юный «Октябрь», который всегда впереди. Кстати, Юрий Михайлович, перед тем как щелкнуть символической кинохлопушкой, сказал: «Мы столько лет глотали «массовку» американского кино. И вот наконец возвращаются содержательные современные картины». Так и сказал прямо перед началом фильма «Мужской сезон. Бархатная революция». Скорее всего, фильма он не видел…

Справка «Новой»: Октябрьская эволюция

«Октябрь» был построен в 1967 году. К началу 90-х годов отечественный кинопрокат пришел в упадок, и некогда крупнейший кинотеатр стал сдавать площади в аренду. Тогда-то на здание в центре Москвы обратил внимание «Медиа-мост».

К середине 1990-х у Владимира Гусинского появился амбициозный план: кинохолдинг «полного цикла» (производство фильмов — прокатный бизнес — кинопоказ). Ответственным назначили бывшего директора «Мосфильма» Владимира Досталя.

План включал строительство сети мультиплексов (кинотеатр плюс развлекательный центр) в 87 городах России. Затем — обеспечение кинотеатров фильмами. Для этого следовало наладить производство отечественного кино. Холдинг включал в себя «КиноМост» и «НТВ-Профит». Гусинский намеревался купить одну из московских киностудий или даже построить собственную. Снимать сериалы (с этим успешно справлялась — и справляется сейчас компания «Русский сериал», принадлежащая Гусинскому), кино («КиноМост» и «НТВ-Профит»), не забывая и о спутниковом телевидении («НТВ Плюс»). А потом Гусинский мечтал — ни больше ни меньше — создать «русский Голливуд».

В этом плане «Октябрь» занимал важное место. Во-первых, это главная премьерная киноплощадка страны (сейчас эту функцию выполняет «Пушкинский»), во-вторых, плацдарм для завоевания московского кинорынка, в-третьих — место для встреч кинотусовки (предполагалось предоставить некоторые помещения Союзу кинематографистов России).

В России подобных киноцентров тогда не было. Нет их и сейчас. Предполагалось, что «Октябрь» станет мультиплексом с одиннадцатью залами от 1400 до 49 мест, а залы планировалось оборудовать звуковой системой Dolby SR. В здании должны были разместиться также дискотека, ресторан и бары, детские комнаты. Еще автостоянка на 300 мест. «Октябрь» обещали сделать самым большим в Восточной Европе мультиплексом. Открытие наметили на апрель 2000 года.

Правительство Москвы отдало «Октябрь» в аренду «Медиа-мосту» сроком на 25 лет. Переоборудование шло вполне успешно, но потом у группы «Мост» и Гусинского начались неприятности с Кремлем. К этому времени кинотеатр был почти готов. И даже тогда, когда «маски-шоу» стали привычными в офисе холдинга, Владимир Гусинский продолжал вкладывать деньги в кинотеатр — и успел вложить примерно 35 млн долларов.

После вынужденного банкротства «Медиа-моста» (а говоря проще, обычного отъема собственности) кинотеатр передали в субаренду ЗАО «Мир кино «Октябрь» (дочернее предприятие «Газпром-медиа») на весь оставшийся срок (наверное, в нагрузку к НТВ). Не вполне ясно, как муниципальная собственность могла перейти одной частной компании за долги другой, но сделка состоялась. А потом «Газпром-медиа» и столичное правительство подписали договор о создании совместного предприятия (ОАО «Киноцентр «Октябрь»). «Газпрому» досталось 60%, Москве — 40% (доходы распределяются соответственно долям).

Илья КРИГЕР