Original Material
Пыльное дело
5 октября в киноцентре «Родина» состоится петербургская премьера фильма «Пыль» режиссера Сергея Лобана.
Название Творческого объединения «Свои-2000» сразу же рождает ряд ассоциаций.
Опустим первую из них, да и вторую тоже. Ни к «Нашим», ни к Владивостоку отношения оно не имеет. Наши «Свои» — это режиссер Сергей Лобан, сценарист Марина Потапова, оператор Дмитрий Модыль — художники, влюбленные в молодежную революцию 1968 года.
Некогда «Свои» были «ЗАиБИстами» — участвовали в артгруппе «За Анонимное и Бесплатное Искусство», творили разве что не в открытом космосе.
Об их рискованных и раскованных акциях ходят легенды. Снятые ими фильмы гуляют по фестивалям. Телепрограммы, в которых компания Потаповой, Модыля и Лобана занималась «исследованием границы допустимого в эфире», были радикально революционными. В конце 90-х эти яркие психоделические мистификации телезрители записывали с эфира и дарили друг другу. А чего стоила их попытка поучаствовать в общественно-политической жизни, когда один из кандидатов в депутаты московской Думы выдвигался по инициативе «Своих» под лозунгом «Власти и денег!».
Безусловно, «Свои» продолжают традицию «параллельного кино», альтернативного официальному кинематографу. И в то же время фильмы творческой группы обращены к большинству зрительской аудитории, хоть и сделаны за до смешного малые деньги. Бюджет их новой картины «Пыль», о которой идет речь, составил три тысячи долларов — мизерная по нынешним временам сумма.
Фильм, снятый на цифровую камеру, уже начал пожинать призы на фестивальных нивах — Первый диплом Жюри российской кинокритики Московского международного кинофестиваля-2005, Приз кинофестиваля «Киношок-2005» в секции «Кино без пленки».
Герой картины — инфантильный неудачник двадцати четырех лет в результате эксперимента спецслужб попадает под власть «принципа удовольствия» и, испытывая острейшую зависимость от желания обрести свою, явленную ему внешнюю силу и красоту, становится готов на все, даже на то, чтобы превратиться в пыль... На своем пути он встречает агентов ФСБ, диссидентов-оборотней, лже-проповедников, отмороженных урок, хорошенькую девушку-психолога, знакомится с ученым-экспериментатором, но так и не может найти себя. Петр Мамонов, поначалу неохотно давший согласие на участие в фильме, по ходу съемок диаметрально изменил свое отношение и, что называется, добавил в это блюдо остроты. А финальная песня Виктора Цоя в немом исполнении просто оглушает.
Алексей НЕДВИГА