Погибшему в авиакатастрофе британскому адвокату и юрконсультанту Ходорковского угрожали смертью
Британский адвокат-миллионер Стивен Кертис, до того как погиб при загадочных обстоятельствах во время крушения вертолета, подвергался угрозам смерти. Об этом, вероятно, будет объявлено в ходе дознания на этой неделе.
Как ожидается, друг Стивена Кертиса расскажет в суде, что тот опасался за свою жизнь, а также за благополучие жены и дочери-подростка. Трехдневное коронерское дознание с участием присяжных в Борнмуте начнется завтра, пишет британская газета The Sunday Times. На нем будут выслушаны показания 16 свидетелей, в том числе друга Кертиса, имя которого пока не называется. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)
Большинство свидетелей - технические эксперты, среди которых специалист по взрывам. Вдова Кертиса Сара также дала письменные показания. Ее покойный муж, проживавший в замке стоимостью 5 млн фунтов в Портленде - Дорсет, получил контроль над ЮКОСом после того, как Ходорковский попал в немилость к президенту России Владимиру Путину.
Отметим, Кертис работал на заключенного экс-главу нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского, помогая в организации сети офшорных счетов ЮКОСа, и после заключения под стражу Платона Лебедева возглавил Menatep Group.
Подробности катастрофы
45-летний Стивен Кертис погиб, когда его вертолет Augusta 109 рухнул на поле неподалеку от аэропорта Борнмут в Дорсете в марте прошлого года. Пилот вертолета Макс Рэдфорд также погиб.
Вечером 3 марта Кертис поднялся на борт своего новенького вертолета Agusta 109E. После рабочего дня в зимнем Лондоне Кертис мечтал попасть в свой просторный замок в одной из самых красивых и дорогих частей побережья в Дорсете. В 18:59 вечера вертолет поднялся со взлетной площадки в Лондоне.
Когда вертолет Кертиса приблизился к аэропорту Борнмута, шел легкий дождь, и посадочную полосу закрывала облачность. Пилот, 34-летний местный житель, регулярно летавший с Кертисом в Лондон и обратно, запросил у диспетчера разрешение на посадку.
Двое диспетчеров видели, как вертолет появился из-за облаков, внезапно накренился влево и зашатался, потеряв управление. В ходе радиоконтактов с диспетчерской пилот подтвердил, что у него возникла проблема, но, по словам следователей, не смог или не захотел сообщить какого характера.
Через 29 секунд вертолет врезался носом в поле и превратился в огненный шар диаметром 30 футов. Мало что осталось от машины и пассажиров: Кертис и пилот так сильно обгорели, что коронеру при идентификации тел пришлось использовать образцы ДНК.
Отдел по расследованию авиакатастроф (Air Accident Information Branch – AAIB) не обнаружил никаких доказательств того, что авиакатастрофа была подстроена умышленно. В подготовленном отделом отчете в происшествии обвинялся Рэдфорд, согласно официальной формулировке "потерявший ориентацию" вследствие плохих погодных условий.
Несмотря на эти данные, разговоры о событиях, которые привели к смерти Кертиса, не умолкали. По сообщениям некоторых британских СМИ, смерть в авиакатастрофе Стивена Кертиса могла быть не случайной. Через месяц после катастрофы британский телеканал Channel 4 передал, что незадолго до смерти бизнесмен пытался выйти на связь с правоохранительными органами. В конце марта аналогичные сообщения появились в авторитетной британской газете The Times.
Как утверждали британские журналисты, бизнесмену угрожали убийством по телефону, и он предпочитал держать в тайне свои планы о каких-либо поездках. Журналисты Channel 4 передали, что он даже начал думать о продаже своего лондонского пентхауса, поскольку его местонахождение было слишком хорошо известно.
В ряде источников массовой информации публиковались высказывания пожелавших остаться неизвестными друзей и знакомых адвоката, которые утверждали, что Кертис опасался, что его жизни угрожают некие лица в России.
Родители Рэдфорда назвали отчет о результатах расследования "очковтирательством" и говорят, что их сын был "очень опытным пилотом".
Смерть Кертиса встревожила британские спецслужбы и правоохранительные органы всего мира. Никто не говорил об этом открыто, но обстоятельства катастрофы вызвали сильные подозрения у властей, хотя официальное расследование еще не закончено.
Самое большое потрясение пережили британские агенты. Кертис вступил в контакт с британскими спецслужбами за несколько недель до катастрофы и предложил давать им информацию о незаконном бизнесе российских компаний в Британии. За несколько дней до смерти его передали контролеру в британской Национальной службе уголовных расследований (NCIS), которая собирает информацию об организованной преступности в Британии.
Кертис был адвокатом Березовского
Отметим также, что погибший Стивен Кертис представлял интересы Бориса Березовского, а также бывшего заместителя гендиректора "Аэрофлота" Николая Глушкова в Верховном суде Великобритании. В числе других клиентов адвокатской конторы Кертиса были инвестиционный фонд Березовского Salford, шведский концерн IKEA и крупные нефтяные компании Персидского залива.
Судебный процесс по иску Березовского и Глушкова, в котором участвовал Кертис, начался в 1997 году и продолжался в течение шести лет. Поводом для иска стала статья старшего редактора Forbes Пола Хлебникова под названием "Крестный отец Кремля", опубликованная 30 декабря 1996 года. Ее автор утверждал, что Березовский, занимавший в то время пост заместителя секретаря Совета безопасности России, ведет криминальный бизнес. Кертис выиграл дело в 2003 году. Американское издательство согласилось на мировое соглашение, признало, что утверждения Хлебникова были лживыми, и принесло Березовскому свои извинения.