Григорий Гриценко: В ожидании кризиса

Самое любимое занятие многих аналитиков - предрекать кризисы. Нет чтобы сделать какое-нибудь приятное предсказание: например, ВВП удвоится не к 2010, а к 2007 году. Или цена на нефть вырастет до $100 за баррель. Или урожайность зерновых культур подскочит сразу на 50-60%. В общем, пообещать что-нибудь хорошее, так как обществу для психического здоровья нужен позитив. И даже наука, которая, казалось бы, должна успокаивать нервы измученных сограждан сообщениями о новых открытиях, которые в самое ближайшее время буквально перевернут нашу жизнь (в нужную сторону перевернут, разумеется), и то выступает, к сожалению, в том же негативном ключе. Так что дискутировать остается не о том, будет кризис или нет, но лишь о сроках, причинах и последствиях очередного кризиса.
Недавно хорошо известный в кругах экономистов Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) опубликовал доклад “Долгосрочные тренды российской экономики: сценарий экономического развития России до 2020 года”, в котором спрогнозировал экономические кризисы в 2007-2008 годах, потом 2011-2012 и, наконец, в относительно далеких 2015-2017 годах. Сценарий, конечно, не самый приятный, однако Апокалипсисом тут и не пахнет. Не пахнет хотя бы потому, что периодические промышленные кризисы – это составная часть экономического развития мирового хозяйства начиная где-то с 1825 года, когда такой кризис впервые разразился. С тех пор они происходят регулярно каждые 7-10 лет, и за прошедшие с тех пор 180 лет таких кризисов случилось никак не меньше двадцати. Или даже двадцати пяти. Поэтому прогнозирование новых кризисов и прогнозированием-то назвать трудно, так как если про событие заранее известно, что оно произойдет, то в чем здесь новизна и научное открытие? Тем более, если этот прогноз преподносят как некую сенсацию.
Понятно, что если кризис был, скажем, в США в 2001 году, то резонно предположить, что следующий кризис случится там же в 2008-2011 годах, как раз 7-10 лет спустя. Волны от этого кризиса разойдутся по всему миру и, разумеется, обязательно достигнут России. И мы, как и любая другая цивилизованная страна, испытаем на себе падение производства и рост безработицы.
Правда, в докладе ЦМАКП упор делается не на внешние, а на внутренние факторы, которые изнутри подточат хрупкий организм российского хозяйства и вызовут его обрушение вне зависимости от мировых кризисов. Трудно сказать, что здесь первично, а что вторично, но как нам кажется, некоторые факторы внутреннего торможения экономического роста, которые приводит ЦМАКП в своем докладе, такими вовсе не являются.
Приведем в качестве примера прогнозируемый авторами кризис пенсионной системы, который должен случиться к 2011-2012 годам в связи со старением населения. Имеется в виду, что рост численности лиц пенсионного возраста не будет компенсироваться ростом численности лиц работоспособного возраста, и тогда взносов в систему пенсионного страхования, которые делают работающие граждане, не будет хватать на выплату пенсий. Но при этом авторы доклада как бы упускают из виду одну существенную деталь. Если в стране будет ощущаться нехватка лиц работоспособного возраста, то, скорее всего, безработица у нас существенно снизится - и автоматически сократятся выплаты пособий по безработице. Эти пособия, хоть и небольшие сами по себе, в целом по стране составляют немалую сумму. В 2004 году, по данным годового отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ, бюджеты всех уровней направили на выплату этих пособий 153 млрд руб. Для сравнения: весь бюджет Пенсионного фонда РФ за 2004 год составил 1 трлн руб., то есть выплаты пособий по безработице составили 15% от его доходной части.
При этом надо отметить, что речь идет об официально зарегистрированных безработных, которые состоят на учете на бирже труда и получают пособие. А ведь еще есть и не зарегистрированные безработные, которые пособий не получают, но резервом рабочей силы, тем не менее, являются. И вовлечение их в активную трудовую деятельность также будет способствовать росту платежей в Пенсионный фонд. Конечно, есть проблемы структуры и характера безработицы, однако, похоже, кризис пенсионной системы, который нам предрекает ЦМАК, в 2011-2012 годах вряд ли произойдет.
Этот кризис тем более не произойдет, потому что наша пенсионная система пока не отделилась от общей бюджетной системы страны. Формально, конечно, Пенсионный фонд и Министерство финансов – разные организации, но мы прекрасно знаем, что если у Пенсионного фонда вдруг появится дефицит, Минфин тут же предоставит ему дотацию. И наоборот, если у Пенсионного фонда будет профицит, то он будет направлен на приобретение облигаций государственных займов. В общем, федеральный бюджет и Пенсионный фонд пока идут рука об руку, и долго еще будут друг друга поддерживать.
Поэтому мы можем спать спокойно – когда предстоящий кризис произойдет, это скорее всего случится под воздействием не внутренних, а внешних факторов, которые прогнозировать гораздо труднее.
См. также:
- Гриценко. Новое издание нефтяного кризиса
- Гриценко. МВФ опять некстати
- Цыпин. Мировая экономика как мыльный пузырь
- Гриценко. Зачем России Стабилизационный фонд?
- Гриценко. Катастрофический рост цен на нефть
- Гриценко. Поправки к прогнозу
- Гриценко. Пенсии: индексация вместо роста