«Ведомости»: Россия пытается повысить свою роль в азиатской политике

Вчера Владимир Путин подписал всеобъемлющее соглашение об отношениях России с АСЕАН, а сегодня поучаствует в работе Восточно-Азиатского саммита, куда члены ассоциации не захотели пригласить США.
Россия, по словам источника в Кремле, стремится развивать сотрудничество с АСЕАН не только по экономическим, но и по политическим соображениям. “В отличие от НАТО АСЕАН реально занимается вопросами терроризма и организованной преступности”, — говорил чиновник администрации президента. Итог вчерашнего саммита Россия — АСЕАН - подписание совместной декларации о развитом и всеобъемлющем партнерстве: документ фиксирует создание механизма регулярных политических контактов России с членами ассоциации. Решено также создать Фонд диалогового партнерства Россия — АСЕАН. Средства из него будут расходоваться на совместные экономические программы.
Страны АСЕАН поддержали вступление России в ВТО, а Малайзия подписала двусторонний протокол, открывающий России путь в эту организацию. На днях аналогичный протокол Россия подпишет и с Филиппинами. Другое двустороннее соглашение, подписанное в ходе саммита - договор о безвизовом обмене с Таиландом. Лидеры России и стран Юго-Восточной Азии договорились развивать инвестиционное и энергетическое сотрудничество и обмениваться информацией о террористических организациях.
Сегодня президент России примет участие в работе первого Восточно-Азиатского саммита, где Россия имеет статус наблюдателя. Его участниками помимо 10 стран АСЕАН являются Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. США приглашения на него не получили.
Исключение из числа участников саммита США едва не поставило под вопрос участие в нем России: ряд стран ассоциации, по сообщению высокопоставленного члена российской делегации, настороженно относились к идее российского участия в нем, поскольку у них “были определенные опасения по поводу того, как это воспримут американцы”. Одной из таких стран, по его словам, был Сингапур. Однако Москве удалось убедить партнеров в том, что “географические и культурные факторы позволяют России участвовать в саммите”, добавил чиновник.