Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

"Время Новостей": Европа снова в кризисе


Главная цель встречи в Брюсселе, на которую вчера съехались руководители 25 стран ЕС и вступающих в него Болгарии и Румынии - найти выход из тупика, в котором оказалось согласование союзного бюджета на 2007-2013 годы, пишут в свежем номере "Времени Новостей".
На брюссельском саммите столкнулись две концепции дальнейшего строительства Евросоюза. Одну представляют сторонники расширения общего финансового котла ЕС, прежде всего, Франция и Германия. Другую отстаивает Великобритания, которая выступает за его сокращение. Британские лидеры хотят видеть ЕС большой зоной свободной торговли, экономическим сообществом с минимальной наднациональной надстройкой. Премьер Тони Блэр представляет себя спасителем европейского проекта, вера в который, как он считает, пошатнулась из-за чрезмерного увлечения политической интеграцией.
Проект семилетнего бюджета ЕС по версии Блэра предполагает финансирование в размере 849 млрд евро. Это на 145 млрд евро меньше, чем хотела бы видеть Европейская комиссия, запросившая как минимум триллион. Блэровская смета предусматривает сокращение на 8-9 % программ содействия новым странам ЕС и ограничение административных расходов европейских институтов. Эти предложения вызывают жесткую критику большинства участников саммита.
Великобритания согласна увеличить свой взнос в ЕС на 1 млрд евро в год, однако прочие европейские лидеры считают эту жертву недостаточной - ведь Лондон пользуется льготами при исчислении своих выплат в бюджет ЕС. Еще в 1984 году Маргарет Тэтчер выбила для своей страны возврат почти двух третей национального взноса в бюджет ЕС. Это так называемый «британский чек», то есть компенсация для Лондона за то, что сельское хозяйство Великобритании не потребляет субсидий из кормушки ЕС. В этом году его размер составил 5,6 млрд евро.

Европейские лидеры требуют, чтобы Лондон увеличил общий объем евробюджета и заодно повысил размер собственного национального взноса. Против нынешнего проекта однозначно высказались Еврокомиссия, Франция, Польша и Венгрия. Мадрид призвал Лондон пойти на дальнейшие уступки, Рим выразил «неудовлетворение». Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что "ни за какую цену не согласится с предложением Великобритании".
Бюджетный тупик обострил кризис ЕС, вызванный провалом референдумов по ратификации евроконституции во Франции и Нидерландах. Провал бюджета стал бы новой демонстрацией низкой эффективности и структурной несостоятельности ЕС. В перспективе это может привести ослаблению евро и пересмотру планов дальнейшего расширения союза.
Но у Блэра есть весомый козырь. Пока не согласована бюджетная перспектива на 2007-2013 годы, «новые европейцы» ничего не получат из фондов помощи ЕС. Перед новичками стоит трудный выбор: пойти на компромисс или остаться в ближайшем будущем ни с чем. Желая задобрить новичков, 5 декабря британское правительство обнародовало подретушированный проект евробюджета, увеличенный на 2,5 млрд евро за счет небольших целевых дотаций странам Восточной Европы. В частности, 1,2 млрд предполагается выделить Словакии и Литве на ликвидацию атомных электростанций советского образца.
До окончательного согласования долгосрочного бюджета ЕС будет жить по смете 2000-2006 годов. На это потребуется одобрение Европарламента. За основу будет взят 112-миллиардный бюджет 2006 года, в который ежегодно будут вноситься поправки с учетом уровня общего экономического роста в ЕС. Не исключено, что скандал вокруг бюджета заставит ЕС отказаться от введенной в 1988 году практики составления долгосрочных финансовых планов и перейти на годовые сметы.

Споры о бюджете уже сегодня бьют по многим общеевропейским программам, которые требуют долгосрочного планирования. Сегодня под вопросом оказались статьи расходов, финансирование по которым начнется лишь в 2007 году. От этого пострадают не только новички, но и старожилы ЕС, включая саму Великобританию. Годичное бюджетное планирование ЕС более не сможет поддерживать амбициозные долгосрочные программы. А это значит, что мечта о превращении Европы в сильный центр мировой экономической конкуренции останется на бумаге.