"Газпром" диктует ЕС свои условия

Позиция Москвы в энергодиалоге с Европой после саммита Россия-ЕС еще более ужесточается – это продемонстрировало руководство «Газпрома» на энергетической конференции в Берлине. Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что Россия и Евросоюз подпишут новый рамочный документ, который «если и не заменит договор к Энергетической хартии (ДЭХ) ЕС, то позволит построить новое здание энергетической безопасности Европы». Это означает, что план либерализации энергорынка ЕС будет серьезно скорректирован. В противном случае Москва грозит создать картель стран-производителей газа, более влиятельный, чем ОПЕК, пишет сегодня «Коммерсантъ».
Выступая на конференции Александр Медведев заявил, что тон переговоров Путина с Соланой (верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, встречавшийся с Владимиром Путиным в четверг в Сочи.– Ъ) внушает оптимизм, но, несмотря на декларацию интеграции и понимания в диалоге Россия–ЕС на высшем уровне, «продолжается подрыв действующей системы взаимоотношений на газовом рынке». Так, прежде всего претензии «Газпрома» касаются последствий ратификации ДЭХ и ряда его приложений.
Как пишет издание, в 1991 году по инициативе Голландии ЕС принял меморандум «Европейская Энергетическая хартия», принципы которого легли в основу Договора к Энергетической хартии, который был открыт для подписания в 1994 году. Цель этого документа – привлечь финансы потребителей в Западной Европе для освоения ресурсов в странах–производителях газа. Россия подписала ДЭХ сразу же с еще 50 странами, однако до сих пор не ратифицировала в законодательном порядке.
Как объяснил топ-менеджер «Газпрома», монополию не устраивает ДЭХ по следующим причинам: «Газпром» добивается продления практики долгосрочных контрактов, также требует ввести в протокол по транзиту (приложение к ДЭХ) четкую формулировку «права первого отказа», что предоставляет поставщику приоритет в доступе к трубопроводам по окончании срока действия контракта на транзит.
Согласно заявлению Медведева, директива ЕС по газу (документ, принятый в дополнение к ДЭХ) ставит под сомнение окупаемость Северо-Европейского газопровода. В то же время Медведев потребовал «предоставить проекту СЕГ изъятия из директивы – в отношении доступа третьих сторон к газотранспортным мощностям», поскольку такие изъятия приняты в отношении строящегося из Нидерландов в Великобританию газопровода BBL.
Кроме того, статья 10 протокола предусматривает проведение аукционов по допуску к газопроводам. «Хартия в этом варианте – антироссийский документ, который не будет ратифицирован без серьезных изменений,– резюмировал господин Медведев.– Должен быть подписан новый документ, который определит систему отношений России и ЕС в области энергобезопасности».
Как пишет издание, Валерий Язев, председатель комитета по энергетике, транспорту и связи в Госдуме и президент Российского газового общества, организовавшего пятничную конференцию в преддверии саммита G8 в Петербурге, сделал ряд серьезных заявлений, которые участники мероприятия однозначно трактовали как инициативы, обсуждаемые во властных структурах России в адрес ЕС.
По его словам, политика по либерализации рынков газа в ЕС не привела к созданию конкуренции – новых поставщиков не появилось, зато процесс слияния энергокомпаний и поглощения газораспределительных сетей европейскими монополиями усилился.
«Действия чиновников провоцируют производителей на ответные действия, которые могут привести к созданию альянса поставщиков газа, и он будет более эффективен и влиятелен, нежели ОПЕК»,– заявил господин Язев.
Сославшись на то, что «подписание ДЭХ не принесло России ни обещанного потока западных инвестиций, ни смягчения дискриминационных условий кредитования российских энергокомпаний западными банками, ни улучшения отношений с основными транзитными странами», господин Язев заявил, что Россия подпишет транзитный протокол только в случае принятия во внимание ее аргументов.
Иначе, по словам Валерия Язева, в рамках создания единого экономического пространства Россией, Казахстаном, Белоруссией и Украиной могут быть созданы условия, учитывающие содержание транзитного протокола и противодействующие негативным последствиям его в первую очередь для «Газпрома».
Между тем неделю назад Владимир Путин договорился с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым о разработке двух газовых месторождений на территории республики и, сыграв на опережение, пообещал тому закупать газ в республике по сверхвыгодной цене – $140 за тысячу кубометров. После переговоров Владимира Путина с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым стало известно, что в стране создается специальная комиссия по сотрудничеству с «Газпромом».
Издание отмечает, что участвовавшие в конференции еврочиновники и топ-менеджеры европейских компаний – партнеров и клиентов «Газпрома», очевидно, не ожидали от российской стороны таких жестких заявлений и встретили его слова гробовым молчанием. Эвальд Хольст, председатель правления Verbundnetz Gas AG, тактично порекомендовал «Газпрому» не вмешиваться в разборки региональных газовых компаний с местными органами власти.
Тем временем ЕС продолжает искать союзников среди производителей и транзитеров газа, пытаясь помешать потенциальному альянсу. Так, сегодня должна состояться очередная встреча энергокомиссара ЕС Андриса Пиебалгса с президентом Казахстана.