Original Material
Друг семьи
Рамзан Кадыров подобрал себе формального куратора силовых структур
В Чечне назначен новый первый вице-премьер -- им стал 37-летний сподвижник главы чеченского правительства Рамзана Кадырова Адам Делимханов. Г-н Делимханов будет курировать в кабинете министров силовые структуры, то есть займет пост, который еще сравнительно недавно занимал сам Рамзан.Некоторые эксперты поспешили оценить появление Адама Делимханова на такой высокой должности как недвусмысленное выдвижение кандидата в преемники г-на Кадырова -- например, на тот случай, если он по достижении 30-летия осенью нынешнего года сменит на посту президента Чечни действующего главу региона Алу Алханова. Впрочем, сам Рамзан пока категорически опровергает слухи о своих президентских амбициях. Но даже если версия о преемнике преувеличена, важность появления Адама Делимханова в правительстве все равно не стоит недооценивать: оно означает, что в чеченской политике по-прежнему огромную роль играют люди, которых при несколько иных обстоятельствах называли бы полевыми командирами. При этом сообщил о новом назначении федеральный начальник -- глава регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией генерал Аркадий Еделев.
Выходец из Ножай-Юртовского района Чечни, Адам Делимханов окончил Грозненский университет в 1994-м -- в год начала первой войны. Достоверных данных о его участии в этой кампании нет. Зато известно, что во вторую войну он вступил в качестве одного из руководителей охраны Ахмата Кадырова -- влиятельного муфтия сепаратистов, вместе с несколькими полевыми командирами в первые месяцы боев перешедшего на сторону федерального центра из-за разногласий с ичкерийским президентом Асланом Масхадовым. Сепаратисты сразу же охарактеризовали Делимханова как национал-предателя и зимой 2001 года совершили на него покушение, в результате которого он получил несколько пулевых ранений.
В 2003 году Адам Делимханов возглавил управление вневедомственной охраны при МВД Чечни, основные силы которого были брошены на охрану нефтяных месторождений и трубопроводов. Подразделение Делимханова, численность которого, по некоторым оценкам, достигает 2000 человек, прозвали нефтеполком. Нефтеполк добился больших успехов в борьбе с нелегальной нефтедобычей и охране структуры дочернего предприятия «Роснефти» -- «Грознефтегаза». Существует, однако, версия, что нефтеполк просто монополизировал право нелегальных врезок в нефтепроводы, отодвинув от него всех посторонних.
Кроме охраны трубы нефтеполк принимал участие в операциях против боевиков, продолжавших оказывать вооруженное сопротивление, в том числе и в сложных горных районах. Командир полка удостоился нескольких боевых наград, в том числе высшего ордена нынешней Чечни -- ордена Ахмата Кадырова. По некоторым данным, именно Адам Делимханов был причастен к похищению нескольких родственников нынешнего лидера сепаратистов Доку Умарова в 2005 году.
Нефтеполк с полным основанием относят к так называемым кадыровским формированиям: Адам Делимханов является другом семьи Рамзана и, по некоторым сведениям, его близким родственником. Как и в других кадыровских соединениях, значительная часть личного, в том числе офицерского состава нефтеполка состоит из вчерашних сепаратистов. До сих пор кадыровские командиры не принимали участия в публичной политике, но теперь премьер Чечни, очевидно, счел, что в правительство на смену гражданским чиновникам, в большинстве своем подобранным его отцом, должны прийти люди, близкие ему по боевому духу. К слову, нефтеполк, несмотря на уход Адама Делимханова, сохранит безусловную лояльность по отношению к г-ну Кадырову -- теперь его возглавляет брат Адама Шерип.
В сегодняшней Чечне значение полевых командиров с их регионами влияния по-прежнему велико. Некоторая часть их по-прежнему воюет против федералов. Другие в разные годы перешли на российскую сторону. И хотя внешне они стараются не демонстрировать разногласий между собой, известно, что не все они одинаково лояльны по отношению к фактическому первому лицу республики Рамзану Кадырову. Несмотря на ряд существенных отличий, эта ситуация иногда довольно сильно напоминает ичкерийское прошлое, когда реальным политическим весом обладали именно полевые командиры, а их чрезмерное присутствие в правительстве привело к провалу строительства адекватных гражданских структур.