Original Material

ШТУРМ СОЛОВЕЦКОГО КАМНЯ

Московских правозащитников задержали за «несанкционированное выражение скорби»

На столе в московском ОВД «Китай-город» (это самый центр, отделение прямо у Красной площади) — будто бесланский мемориал.

Плакаты искромсаны, цветы сломаны, свечи растоптаны. Среди прочего на этом столе и наша газета торчит из-под плакатных ошметков — ее скомканный 65-й номер, где опубликован знаменитый теперь уже доклад депутата Госдумы Юрия Савельева. На календаре 3 сентября, а этот милицейский стол — стол вещдоков.

Это в основном столичные правозащитники, которые заранее уведомили власти, что именно в 13.05 (время начала штурма в Беслане 3 сентября 2004 года) они соберутся у Соловецкого камня на Лубянке в Москве — у традиционного места проведения траурных мероприятий, — чтобы зажечь свечи, помянуть, помолчать вместе, укрыть цветами камень.

Первая официальная причина запрета: у нас «праздник с торжественными мероприятиями» (День города). Когда ветры наверху поменялись и День города все же решили локализовать лишь 2 сентября, а на 3-е наметили официальные поминовения, второй причиной запрета стала необходимость «уборки Лубянской площади после праздника».

У многих из «штатских» — рации «в ухе», они постоянно туда что-то тихо докладывают и вслушиваются, закрывая другой слуховой проход, в рекомендации невидимых координаторов. Громко же науськивают милицию: давай-давай, разгоняй. И всё снимают на свои камеры — «операторы» заметно усердствуют с крупными планами: чтобы в архивах остались лица «неправильных». Часть «операторов» работает прямо в толпе, среди которой много таких, кто держит в руках бесланский выпуск «Новой газеты» с докладом депутата Госдумы Юрия Савельева, опровергшим официальную версию штурма в Беслане. Потом, в милиции, в протоколах так и будет значиться: «…Имел в руках № 65 «Новой газеты». Это что — вина?..

В 13.10 все кончено — 13 человек двумя партиями, затолкав в заранее подогнанные автобусы, вместе с плакатами и цветами увозят в ОВД «Китай-город». Женщины опять зажигают свечи — прямо на асфальте Лубянского проезда. Кто-то усаживает тут же, на тротуар, плюшевого мишку и зайца, маленький ребенок кладет рядом с игрушками свою конфету, ставят бутылку с водой. Получается бесланский алтарь — как в тысячах городов мира в этот день и в этот час. Люди тихо молятся, плачут, мальчики из первого милицейского оцепления прячут глаза. На подмогу задержанным в ОВД «Китай-город» отправляются депутаты Мосгордумы, пришедшие на пикет к Соловецкому камню, — Иван Новицкий (СПС) и Сергей Митрохин («ЯБЛОКО»).

— Поймите же, это доклад депутата. Он сам взрывотехник, он провел исследования — он специалист. Вы почитайте, он доказал, что пожар в спортзале начался с того, что наши гранатометами били по школьной крыше. Заложники от этого сгорели…

— Нет! Не может быть! В СМИ все врут! И доклад этот не депутата, а сами журналисты написали! Это же «Новая»! Нам объяснили…

И дискуссия, и случайно прорвавшиеся слова, безусловно, систематизируют ощущения от того, как проходила в стране вторая годовщина бесланских дней. Власть вступила в решительную схватку с инакомыслием на больную для себя тему — никакого Савельева… Она стремится приватизировать все: и скорбь, и идеологию, и, по ходу пьесы, даже Соловецкий камень…

Может, и к лучшему. Пока они дремучи — у нас есть доступ, куда они не ходят.

Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, обозреватель «Новой»

07.09.2006