В КИЕВЕ МОЖНО ПУСТИТЬ ПОБЕГИ
В Украине помогли российскому правозащитнику получить политическое убежище в Швеции

Эти вопросы я задала себе, когда стало известно: страшная многомесячная эпопея дагестанского правозащитника Османа Болиева завершилась благополучно. Швеция дала ему постоянный приют, о котором он просил.
Напомню, что случилось с Болиевым, руководителем скромной правозащитной организации «Ромашка» из дагестанского города Хасавюрт. В ноябре 2005 года милиционеры задержали Османа, сковали наручниками и сунули в карман гранату — так он был арестован. В СИЗО к правозащитнику явились господа, представившиеся офицерами местной ФСБ. Они пытались с ним договориться: обещай прекратить писать для хасавюртовцев жалобы в Европейский суд по правам человека — и пойдешь домой. От сотрудничества такого рода правозащитник отказался. Болиева били и пытали в здании СИЗО. Бросив лицом вниз, прыгали на его спине, пока Осман не терял сознание.
Вскоре это стало известно. Фамилия Болиева появилась в постановлении о продлении сроков расследования уголовного дела… по «Норд-Осту». Османа зачислили в «говорившего по телефону с одним из террористов»…
И Болиев бежал в Украину — стремясь опередить арест. Там «сдался» в представительство ООН. Оно взяло его под свою опеку, а Швеция вскоре дала убежище, кров, поддержку.
Самый яркий пример — судьба Михаила Трепашкина, заключенного нижнетагильской колонии. Трепашкин — бывший офицер КГБ-ФСБ, выступивший против методов своего ведомства, совершенно неуступчивый в своем сопротивлении, за что и стал жертвой серии фальсифицированных обвинений и приговоров, а теперь и тюремных гонений.
Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, обозреватель «Новой»
14.09.2006