Дата
Автор
Алексей ИВЛЕВ
Сохранённая копия
Original Material

Антисемит по закону

Александра Копцева повторно осудили за попытку убийства и впервые -- за разжигание национальной розни

В минувшую пятницу в Мосгорсуде был оглашен приговор антисемиту Александру Копцеву, устроившему резню в московской синагоге в январе этого года. В отличие от первого приговора, состоявшегося этой весной, когда Копцев был признан виновным лишь в покушении на убийство прихожан синагоги и получил за это 13 лет колонии строгого режима, нынешнее решение суда было более суровым. На этот раз он был осужден к 16 годам лишения свободы. При этом судом была установлена и вина 21-летнего антисемита в разжигании межнациональной ненависти и вражды.

Именно наличие в действиях Александра Копцева признаков разжигания национальной ненависти и вражды стало принципиальным отличием двух процессов по делу о резне в синагоге на Большой Бронной. Сначала суд таких признаков не обнаружил, несмотря на то, что обвиняемый даже в ходе процесса не раз позволял себе довольно резкие высказывания антисемитского характера. И в итоге в первом приговоре с Копцева было снято обвинение по соответствующей ст. 282 УК. Свое решение тогда судья Дмитрий Фомин объяснил тем, что «ненависть есть внутреннее чувство человека», а вражды в действиях Копцева не было, поскольку это «явление, говорящее о существующих в обществе неприязненных отношениях между теми или иными группами людей». По мнению судьи, у самого злоумышленника отсутствовал умысел на совершение действий, целью которых было бы возбуждение ненависти, вражды, а также унижения достоинства людей по признакам национальности.

Потерпевшие -- прихожане синагоги были возмущены таким приговором, назвали его «трусливо-противоречивым» и подали жалобу в Верховный суд (ВС). «Люди восприняли как унижение и оскорбление своей веры то, что Копцев совершил в публичном и священном для евреев месте. Его действия, безусловно, носили публичный характер. И на следствии, и на суде он не раз говорил, что хочет, чтобы его действия послужили примером для последователей. Что, если не это, является возбуждением в обществе вражды и ненависти?» -- сказал «Времени новостей» адвокат потерпевших Виталий Хавкин.

Адвокаты осужденного в свою очередь также обратились в Верховный суд с просьбой о смягчении слишком сурового, по их мнению, наказания.

В июне приговор был отменен, а уже в августе Мосгорсуд приступил к повторному рассмотрению дела. Поведение подсудимого Копцева при этом резко переменилось -- он больше не выкрикивал антисемитских лозунгов, не говорил о продолжении борьбы против евреев, которых считал виновными во всех бедах России. А когда ему предоставили слово, заявил, что глубоко раскаивается в содеянном, просит у пострадавших прощения. Свой поступок он объяснил «ложным представлением о врагах русского народа -- евреях», которое сформировалось под влиянием прочитанной им антисемитской литературы. «Осознав все, я понимаю, как был неправ», -- резюмировал Копцев.

Однако судье Андрею Зубареву раскаяние обвиняемого не показалось искренним. «Копцев испытывал национальную и религиозную ненависть и вражду к лицам еврейской национальности. Он имел намерение на убийство и знал о последствиях, -- гласил приговор суда. -- Преступление не было доведено до конца по не зависящим от подсудимого обстоятельствам, поскольку потерпевшим была оказана своевременная медицинская помощь». Как гласил приговор, «покушение было совершено публично в синагоге и сопровождалось оскорбительными высказываниями к лицам еврейской национальности».

Свои выводы судья основывал в том числе и на показаниях, данных Копцевым во время предварительного следствия, в частности о том, что он «морально был готов к убийству евреев, поскольку у них есть все, а у него -- ничего». «Он унизил достоинство не только пострадавших, но и всех людей еврейской национальности. Подсудимый не только не пытался скрыть свои действия, но и выбрал общественное место. Копцев осознавал, что унижает личное и национальное достоинство людей и их религиозные чувства», -- сказал судья.

За совершенные Копцевым преступления судья Зубарев приговорил антисемита к 16 годам колонии строгого режима. Он также счел необходимым назначить осужденному принудительную меру медицинского характера -- обязательный курс лечения у психиатра, поскольку Копцев страдает психическим расстройством, не исключающим, правда, его вменяемости.

Александр Копцев никак не отреагировал на свой новый приговор. За него это сделали родственники и друзья. «За убийство в нашей стране дают семь лет, а тут ножичком евреев порезал -- 16», -- говорили одни. «Да за такой срок нужно было ему их всех поубивать», -- заявил молодой человек, представившийся двоюродным братом Копцева. Расстроенными выглядели защитники Копцева, которые надеялись на снисхождение суда из-за раскаяний антисемита. «Бесспорно, мы удивлены столь суровым приговором, -- сказала «Времени новостей адвокат Роза Сарибжанова. -- Мы пока не знаем, что будем делать дальше. Сначала нужно переговорить с Александром».

Потерпевшие наконец могли праздновать победу -- вынесенная судом мера наказания показалась им справедливой и соразмерной причиненному им унижению от действий антисемита. Правда, кое-какие претензии у них все же остались. «Суд опять не учел нашу просьбу о вынесении частного определения о неудовлетворительной работе по противодействию экстремизму правоохранительными органами», -- заявил адвокат Вадим Клювгант.

Алексей ИВЛЕВ