Дата
Автор
Борис КОРАБЛЕВ
Сохранённая копия
Original Material

Студенческий взрывотряд

Теракт на Черкизовском рынке был лишь одной из восьми акций устрашения кавказцев

Правоохранительные органы рассматривают вопрос о расширении списка обвинений трем московским студентам, арестованным за организацию взрыва на Черкизовском рынке. Как стало известно «Времени новостей», теперь они подозреваются еще и в целой серии аналогичных акций в Москве и Подмосковье, правда, обошедшихся без тяжких последствий. Как выяснили сыщики, студенты подрывали уличные киоски. Изначально уголовные дела по ним возбуждались по ст. 213 УК РФ (хулиганство), но теперь понятно, что студенты ставили перед собой цель таким образом напугать "некоренных" и вынудить их покинуть нашу страну.

Взрыв на Черкизовском рынке прогремел утром 21 августа. Подозреваемых в теракте, в результате которого погибли 12 человек и 50 были ранены, задержали на месте. Ими оказались студент РХТУ им. Менделеева Олег Костырев, студент Московского социального института Илья Тихомиров и первокурсник МИИТ Валерий Жуковцов. На первых же допросах они рассказали, что устроить взрыв решили из чувства ненависти к азиатам и, кроме того, состоят в некой националистической организации. В результате спецслужбы вышли на след ячейки, образовавшейся вокруг военно-патриотического клуба «Спас». Сначала был задержан руководитель этого клуба Николай Королев, а затем и тренер по рукопашному бою «Спаса» прапорщик ФСБ Сергей Климук. По версии следствия, якобы он и подбил молодежь взорвать рынок.

«Климук в молодежной среде был очень авторитетным человеком. Он умел убеждать. Климук говорил подросткам то, что они хотели услышать. Одним говорил, что воевал в Чечне и видел, как чеченцы издеваются над русскими. Другим рассказывал, что у него очень хорошие связи в ФСБ и среди «больших бандитов». Тем не менее на следствии он показал себе очень странным человеком, -- рассказал «Времени новостей» источник, близкий к следствию. -- У многих сложилось впечатление, что он не совсем адекватен. На допросах он высказывал поистине идиотские идеи о националистической борьбе. У него хорошо подвешен язык, бред он может нести часами. Но от Черкизовского рынка он отказался сразу. Когда же его спросили, зачем он вместе со студентами-взрывниками ходил на рынок (несколько раз Климука видели возле места будущего взрыва), прапорщик стал рассказывать, что занимался маркетинговыми исследованиями. Якобы хотел купить на рынке футболки по 100 руб., потом нанести на них рисунок и попробовать продать дороже. Также начал морочить голову, когда у него спросили про Чечню, где он никогда не был».

Вместе с тем выяснилось, что Климук имел отношение к Международному фонду славянской письменности и культуры, лично знал его основателя и президента -- известного скульптора Вячеслава Клыкова. В самом фонде «Времени новостей» подтвердили, что знают Сергея Климука. «Он пришел к нам около года назад, сказал, что хочет работать с детьми, мы ему помогли. Климук работал с трудными подростками, -- рассказал нашему корреспонденту один из сотрудников фонда. -- Через него прошли десятки детей, которые бросили пить, курить, принимать наркотики. Он вытягивал абсолютно безнадежных. Учил их драться, читал лекции по основам богословия. Я лично знаю вчерашних наркоманов, сатанистов, которые после общения с Климуком начинали ходить на выставки, становились нормальными людьми. Ума не приложу, как он мог оказаться втянутым в это дело. Не исключаю, что на него попросту наговаривают».

Впрочем, того, что на Климука могут и правда наговаривать, не исключают и сами следователи. «Сейчас идет речь о том, кто по делу о взрыве на рынке будет главным и, соответственно, сядет по максимуму. Сами студенты уже несколько раз меняли показания, сваливая вину друг на друга, дойдя до того, что просто хотели помародерствовать. Не исключено, что Климука и пытаются сделать крайним», -- сказал один из сыщиков.

Наверняка признанному главным идеологом этой ячейки придется отвечать и за другие взрывы -- а их как минимум восемь, -- к которым были причастны задержанные студенты. Оперативники считают, что они подрывали торговые палатки, принадлежащие кавказцам, в Марьине, Конькове, Люблине. «Большую часть своих таких акций они записывали на видео- и фотокамеры мобильных телефонов и хвастались, показывая записи друзьям», -- рассказали оперативники.

А на днях спецслужбы выяснили детали подрыва бомбы в ночь на 30 мая у здания общежития Московского завода автоматических линий на Подъемной улице. «В подвале этого здания тогда находился зал игровых автоматов. И тогда решили, что взрыв устроил кто-то из конкурентов либо проигравшийся клиент. Правоохранительные органы долго проверяли зал, изымали документацию. В итоге игровой зал закрыли. А реальность оказалась другой», -- рассказали в милиции. По словам задержанных, они знали, что в общежитии живет много армян и азербайджанцев, которые «пристают к русским девушкам и торгуют наркотиками». «Бомбу они хотели подложить около входа. Но, приехав на место и поняв, что там дежурит охрана, националисты бросили бомбу во двор», -- рассказал источник, близкий к следствию. Директор общежития Асмик Севоян подтвердила "Времени новостей", что некоторое время назад у них проводился следственный эксперимент: «Люди в камуфляже привозили трех студентов».

Борис КОРАБЛЕВ