О ЖКХ И ГОЛОВНОЙ БОЛИ
Плата за жульё
То, что заседание правительства в четверг закончится для министра регионального развития Владимира Яковлева плохо, стало понятно с самого начала — как только Михаил Фрадков, анонсируя доклад Яковлева по ЖКХ, заговорил о головной боли. —...
То, что заседание правительства в четверг закончится для министра регионального развития Владимира Яковлева плохо, стало понятно с самого начала — как только Михаил Фрадков, анонсируя доклад Яковлева по ЖКХ, заговорил о головной боли.
— Реформа началась еще в 1997 году в связи с указом президента. Поэтому доклад должен быть глубоким и, я надеюсь, самокритичным, — сначала спокойно намекнул Михаил Ефимович Владимиру Анатольевичу. — У начальников, которые за это отвечают, должна всегда голова болеть. Умение сопереживать простым гражданам и понимать их проблемы в условиях переходной экономики — те качества, которыми должен обладать руководитель этого сектора экономики.
— Я не могу понять, почему такое интригующее вступление, — не уловил намека вышедший к трибуне Владимир Анатольевич. — Но хочу сказать, что голова болит.
— Мы понимаем, действительно тема очень сложная, — подбодрил тогда его Фрадков. — Она делает ответственным за самый низкий уровень власти. Поэтому я и сказал, что у вас должна всегда голова болеть. Нужно организовать работу на всех уровнях… От этого голова вообще не проходит, — не унимался Михаил Ефимович. — Поэтому долго и не живут начальники. Я имею в виду в хорошем смысле «жить» — на должности.
Министр Яковлев доложил, что ЖКХ — самая неразгосударствленная отрасль. Что пока не удалось отрасль значительно улучшить, а главная причина этого — сохранение нерыночных принципов работы. ЖКХ затратно, кроме того, кредиторская задолженность — более 325 млрд рублей. Собственников жилья, по сути, нет, только к 2010 году управление жилым фондом полностью перейдет на конкурсную основу.
Чтобы поправить ситуацию, будущие собственники должны создавать ТСЖ, а ТСЖ хотя бы на первых порах нужно освободить, в частности, от налога на землю. Самая же серьезная проблема, по словам министра, — капитальный ремонт. Жители, как видит Яковлев, испытывают страх перед ним. Министр предложил направлять деньги, выделенные на капремонт, в первую очередь туда, где уже есть ТСЖ.
Яковлев закончил выступление предложением принять разработанный им план по нормативным актам из 37 пунктов. И тут Михаила Ефимовича «понесло». Он говорил много и эмоционально.
— Некоторые из этих 37 пунктов носят характер философский, а сроки-то — конкретные! Осталось фактически полгода. Слава богу, если мы в зиму войдем, то сохранимся физически. Мы должны все понять — это бу-бу-бу опять очередное безответственное или это работа министра? Кто будет отвечать? Мы сумеем это «свалить» в кавычках на муниципалитеты или недофинансирование из бюджета? Но когда дома рушатся или разборки в Бутове, то приходят все равно к федеральной власти!
Как раз на этом месте (видимо, живо представив себе такую ситуацию) Фрадков довел свою речь до кульминации, спросив членов правительства, понимают ли они, что от них сейчас требуется принять. В зале повисла тишина. Затем министр юстиции Владимир Устинов поинтересовался, как взимать задолженность с населения, а это 70 млрд рублей (Яковлев выступил за частичную амнистию). Алексей Кудрин предложил не регулировать рост тарифов ЖКХ. На что Герман Греф заявил, что «перекладывать все на население — это неприемлемый путь». Только глава ФАС Игорь Артемьев попытался защитить Яковлева, оценив документ «с позиции демонополизации» высоко.
Однако Фрадков был неумолим. Только вот министр регионального развития один отвечать не захотел. После того как Яковлеву предложили переработать документ в течение месяца и назвали работу его министерства по ЖКХ неудовлетворительной, перед журналистами Владимир Анатольевич попытался реабилитироваться так: «Я считаю, что критика необъективна к министерству, но объективна в целом».