Мовлади Байсарова расстреляли на Ленинском проспекте в Москве как свидетеля
В деле об убийстве бывшего командира спецотряда "Горец", подполковника ФСБ Мовлади Байсарова появились новые неожиданные данные. Как выяснилось, убитый чеченским спецназом в Москве Байсаров не был объявлен в розыск прокуратурой Чечни, где его считали свидетелем, а не обвиняемым.
В прокуратуре Старопромысловского района Грозного, расследующей дело о похищении, по которому проходил офицер Байсаров, заявили, что он являлся всего лишь свидетелем и даже не объявлялся следствием в розыск. Расстрелял же свидетеля Байсарова офицер вневедомственной охраны, который по своему роду деятельности не должен был входить в опергруппу, приехавшую в столицу из Чечни. Об этом пишет газета "Коммерсант".
- Алу Алханов: "Байсаров очень много сделал для Чечни
"Мы искали Байсарова как свидетеля, - рассказал прокурор Старопромысловского района Андрей Потапов, расследующий похищение в 2004 году десяти членов семьи Мусаевых в Грозном. - Поскольку мы располагали показаниями о возможной причастности командира отряда "Горец" и его бойцов к этому преступлению, оперативным службам было дано поручение найти Байсарова и уведомить его о необходимости явиться в нашу прокуратура для дачи показаний. Обвинений мы ему не предъявляли. Тем более что разговор пока идет не об убийстве Мусаевых, а об их похищении. Недавно были обнаружены трупы, которые предположительно принадлежали членам этой семьи, но поскольку идентификация еще не завершена, говорить, что убиты именно они, мы не можем. Таким образом, Байсаров на момент своей гибели был свидетелем уголовного дела о похищении. То есть законопослушным, ничем себя не запятнавшим гражданином России".
Тем не менее, МВД Чечни, получив оперативное поручение из прокуратуры, проявило инициативу, объявив свидетеля Байсарова в федеральный розыск как подозреваемого в похищении Мусаевых. Сделано это было 15 ноября. К этому дню, по словам прокурора Потапова, каких-либо серьезных подвижек в расследовании уголовного дела не произошло - "велась обычная рутинная работа". То есть оснований для уголовного преследования Байсарова у прокуратуры не появилось. Не было их и у МВД, которое всего лишь осуществляет оперативное сопровождение следствия, действуя по его команде.
Если Мовлади Байсаров действительно являлся старшим офицером ФСБ (в карманах его одежды было найдено удостоверение подполковника этой службы), то вызывать его на допрос и объявлять в розыск должны были не "гражданская" прокуратура и МВД, а военная прокуратура или сама ФСБ.
Как установила прокуратура Южного округа Москвы, квалифицировавшая гибель Мовлади Байсарова по 105-й статье УК РФ ("Убийство"), при задержании на Ленинском проспекте ему было нанесено 11 огнестрельных ранений. Пять пуль попали ему в грудь, по одной он получил в голову, шею, живот, правые плечо и бедро, а также левое предплечье.
По данным следствия, семь ранений командиру Байсарову были нанесены из автомата АКС-74У, принадлежавшего старшему лейтенанту вневедомственной охраны Султану Рашаеву. Кто еще стрелял в Мовлади Байсарова, пока неизвестно. На месте происшествия кроме автоматных гильз найдены еще и пистолетные, подходящие как под "стандартный" милицейский ПМ, так и под любимый чеченскими силовиками пистолет Стечкина. Причем все выстрелы были произведены практически в упор.
По официальной версии, Байсаров "оказывал яростное сопротивление", однако многочисленные свидетели утверждают обратное: он был практически мгновенно расстрелян.
Мовлади Байсаров, в прошлом один из командиров охраны убитого в 2004 году Ахмада Кадырова, ушел со своими людьми из службы безопасности президента Чечни, когда ее реформировал Рамзан Кадыров. В одном из последних интервью Байсаров утверждал, он готов ответить на все вопросы федеральной прокуратуры в связи с убийством Анны Политковской. "Когда я был с Ахмадом Кадыровым, для нас то, что она писала, было не всегда удобно. Но все, что она говорила, это была правда, а я боролся за правду и никогда против нее не имел ничего", - отметил бывший командир "Горца". Он также считал, что будущее Чечни зависит от Алу Алханова и от его сторонников. По его мнению, избрание Рамзана Кадырова на пост президента республики приведет к развалу России.
Андрей Бабушкин, председатель общественной организации "Комитет за гражданские права", правозащитник, считает, что "пока Кадыров пользуется поддержкой Кремля, ему позволено все". "Информация о "выездных" расправах чеченских представителей над противниками поступала неоднократно. И тут есть политическая подоплека. Но совершать такие расправы более опасно, нежели оставлять противников на свободе", - считает правозащитник.
Бислан Гантамиров, бывший вице-премьер Чечни, в свою очередь отметил, что убивать "позволяют не чеченцам, а чеченскому Распутину - Кадырову". "Это было не задержание, а циничное убийство, и я знаю, кто сделал контрольный выстрел в голову. Кстати, еще три недели назад, когда люди Кадырова приехали в Москву, я предупреждал следственную бригаду по убийству Политковской, что они приехали на убийство", - сказал Гантамиров.
Валерия Новодворская, лидер партии "Демсоюз": "Кадыров в представлении Кремля не чеченец, а "свой сукин сын", а таким позволено многое. И скажите спасибо, что люди Кадырова в "предбаннике" Путина не пристрелили кого-нибудь. Его люди возьмутся за что угодно, но лучше всего у них получается вести допросы - но мы и сами в этом доки".
Алу Алханов: "Байсаров очень много сделал для Чечни"
Открытый конфликт Мовлади Байсарова с премьер-министром Чечни Рамзаном Кадыровым длился полгода, и по одной из версий, причиной могла стать месть Байсарова убийцам родного брата. Кровная месть получила широкое распространение в республике и признается одной из главных проблем нынешнего чеченского общества. Президент Чечни Алу Алханов дал интервью Газете GZT.ru.
"Этот человек трагически погиб, он был рядом с Ахмад-Хаджи. Байсаров очень много сделал для республики: боролся против ваххабитов, против терроризма и экстремизма. Мы не можем в одночасье забыть все то, что было сделано этим человеком. А преступник он или нет - решать суду. Пока суд таковым не назовет, никто не имеет права его обвинять", - заявил Алханов.
Президент республики согласен с тем, что в Чечне остро стоит проблема кровной мести. "Две военные кампании и сопутствующее беззаконие, с которыми столкнулся чеченский народ, породили массу проблем. Встали сложные отношения между родами, решить которые одним днем невозможно. Для решения таких конфликтов необходима работа согласительно-примирительных комиссий. Стоит отметить, что институт народной дипломатии имел и раньше безусловный позитив в межродовых, межтейповых, межличностных отношениях. Сегодня этому институту уделяется немаловажное внимание. После того как директор ФСБ Николай Патрушев объявил об амнистии, для более эффективных результатов мы подключили эти комиссии к переговорам с боевиками. Переговорщики свою работу проводят адресно, к их мнению прислушиваются. Это дает нам возможность избежать лишней крови", - считает Алханов.