Дата
Автор
Вера СИТНИНА; Наталья РОМАНОВА
Сохранённая копия
Original Material

Банковский нюанс

Россия может допустить иностранные кредитные учреждения на свой рынок

Россия станет членом Всемирной торговой организации (ВТО) до конца этого года, заявил вчера министр экономического развития и торговли Герман Греф. «Мы видим этот срок как идеальный. Это очень жесткий срок, и нам придется много поработать, чтобы он стал реальностью», -- заявил он. Однако долгожданное вступление России в мировой торговый клуб может оказаться большим разочарованием для национальной банковской системы, за чьи интересы так долго бились российские переговорщики.

Вчера г-н Греф обнародовал некоторые подробности достигнутых договоренностей. Оказалось, что условия доступа иностранных банков на российский рынок, о которых говорили как о большой победе на переговорах с США, не являются окончательными. «Россия вернется к вопросу о доступе прямых филиалов иностранных банков в рамках переговоров по присоединению к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)», -- заявил министр. Это обязательство внесено в проект доклада Рабочей группы (итоговый документ по присоединению к ВТО).

Стоит напомнить, что именно нежелание России допускать прямые филиалы иностранных банков и страховых компаний растянуло переговоры на годы. В итоге было решено пожертвовать страховщиками, разрешив иностранцам через девятилетний переходный период открывать в России прямые филиалы. Но зарубежным банкам такой возможности не дали. Причем, с особой гордостью подчеркивали переговорщики, Россия стала единственной страной, которой удалось отстоять национальную банковскую систему на переговорах с США. Однако, как в старом анекдоте, выяснилось, что есть нюанс.

Как пояснил вчера глава российской переговорной делегации Максим Медведков, эта формула стала результатом компромисса, когда переговоры практически зашли в тупик. Министр Греф убежден, что российские банки от открытия рынков не пострадают. «Большего события, чем введенные уже решения по конвертируемости рубля, я не вижу», -- заявил он.

Банковское сообщество пока осторожно комментирует новые инициативы в отличие от недавнего времени, когда открытие финансовых рынков трактовалось как немедленная и мучительная смерть всего банковского сообщества. Как заявили «Времени новостей» в Ассоциации российских банков: «Вступление России в ОЭСР -- это очень долгосрочная перспектива. Принимая во внимание высокие темпы роста российской банковской системы, не исключено, что уже через несколько лет отечественные кредитные организации смогут наравне конкурировать с иностранными филиалами. Поэтому даже если решение о допуске филиалов будет принято через много лет, это может и не оказать существенного негативного влияния на российский банковский сектор».

При этом пока нет ясности, будут ли вообще вестись переговоры по присоединению России к ОЭСР. Неделю назад замминистра иностранных дел Андрей Денисов заявил, что Москва «заинтересована в начале переговоров о присоединении уже в рамках первой волны расширения». Однако сама организация примет решение о том, кого она намерена допустить в свои стройные ряды, только в мае. Да и сами переговоры могут продлиться годы.

Впрочем, даже если филиалы иностранных банков допущены не будут, российские переговорщики все же приготовили иностранцам подарок. Уже сделанные иностранные инвестиции в финансовый сектор не будут учитываться при установлении квот. Для банков квота в совокупном капитале российской банковской системы составляет 50%, для страховщиков -- 51%, для профессиональных участников рынка ценных бумаг -- на уровне 25%.

Кстати, и само присоединение России к ВТО может затянуться. Не успевают российские переговорщики отрапортовать о завершении очередных переговоров, как появляются новые претенденты на особое внимание российской стороны. Вчера стало известно, что желание вступить в переговоры неожиданно высказала Камбоджа, взаимный товарооборот с которой составляет 5 млн долл. в год. Кроме того, осталась еще одна проблемная страна, с которой не закончены переговоры, -- Грузия. Также осталось подписать протокол с Гватемалой. Но проблема заключается в том, что переговоры завершены только с 56 из полутора сотен стран -- членов ВТО, и теоретически любое из тех государств, с кем не было переговоров, может в любой момент выдвинуть свои требования России.

Вера СИТНИНА, Наталья РОМАНОВА