Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Внешняя разведка "сдала" своего британского агента посмертно


Служба внешней разведки России (СВР) рассекретила документальные дела о сотрудничестве с советской разведкой эмигранта из России, который длительное время работал на британскую разведывательную службу. Как сообщают информагентства со ссылкой на пресс-бюро СВР, речь идет о русском эмигранте Викторе Богомольце, находившемся на службе британской Secret Intelligence Service.

Накануне Второй мировой войны Богомолец, выполняя задания SIS, сотрудничал с польскими и румынскими спецслужбами. Однако, в 1945 году он предложил услуги советской разведке, говорится в сообщении пресс-бюро.

Начальник Первого управления НКГБ Павел Фитин санкционирует его конфиденциальное сотрудничество с внешней разведкой, отмечает пресс-бюро СВР. Так в каирской резидентуре появился источник "Бритт", который предоставил исчерпывающие сведения о своем сотрудничестве с иностранными спецслужбами и включился в оперативную работу в интересах СССР.

"Поступавшие от него разведданные использовались при подготовке записок по самой высокой разметке: Сталину и Молотову, - говорится в сообщении. - "Бритт" внес значительный вклад в понимание оперативных устремлений его многолетнего куратора из SIS полковника Г.Гибсона, деятельность которого весьма интересовали органы госбезопасности СССР".

Тридцать лет этот специалист британской разведки по России был в поле зрения советской внешней разведки, вплоть до самой кончины Гибсона в 1960 году, отмечает пресс-служба СВР.

Материалы, касающиеся агентурной разработки "Бритт", легли в основу книги генерал-майора СВР РФ Льва Соцкова "Код операции - "Тарантелла"", которая готовится к выходу в свет в издательстве "Молодая гвардия".

"В 1930 году иностранный отдел ОГПУ по инициативе Артура Артузова начал масштабную операцию под кодовым названием "Тарантелла". Изначально эта операция была нацелена на вскрытие каналов связи английской разведки со своей агентурой в СССР, однако последующее развитие операции в значительной степени превзошло первоначальный замысел", - рассказал шеф пресс-бюро СВР Сергей Иванов.

По его словам, советской разведке удалось подставить британской Secret Intelligence Service агентуру, которую англичане считали своими надежными источниками в Московском комитете партии, Высшем совете народного хозяйства и Центральном аэрогидродинамическом институте. При написании книги была использована оперативная переписка Центра и резидентур, информационные сообщения политическому руководству страны, переводы документов иностранных спецслужб, а также фотоматериалы из архивных дел.