Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Владимир Путин поборолся с монополистами и монстрами на железных дорогах


Президент России Владимир Путин призвал повышать конкуренцию на железных дорогах. По его словам, «очень многое будет зависеть от того, какие решения правительство примет по дальнейшему реформированию РЖД». Путин предостерег от «создания каких-то монстров, которые задушат конкуренцию».

«Успех инвестиционной политики будет зависеть от эффективности будущей модели рынка транспортных услуг, и нужно уже сейчас заложить условия для нормальной конкуренции в различных сферах железнодорожного бизнеса», – подчеркнул президент.

Путин также призвал «крайне аккуратно» решать вопрос повышения железнодорожных тарифов. «Нужно спланировать реформу так, чтобы она не ущемляла интересы пассажиров», – заявил он.

Планов по тому, как сделать так, чтобы "не было монстров" предлагались уже не раз. Глава Росжелдора Игорь Ромашов еще в конце октября 2006 года предлагал в 2010 году передать большую часть грузового парка РЖД обособленной госкомпании, а не отдавать его новой “дочке” РЖД. В РЖД тогда заявляли, что с такой реформой госкомпания потеряет свыше $6 млрд к 2009 году. Сейчас перевозчиком может называться только РЖД: только она продает услуги локомотивной тяги. Остальные компании, в том числе “дочки” РЖД, зарабатывают на сдаче вагонов в аренду и называются операторами.

Как заявлялось ранее, по модели Росжелдора уже к 2010 году частные компании должны занять минимум 10% на рынке услуг по предоставлению локомотивной тяги, а к 2015 году — 30%.

РЖД представляет себе будущее Грузовой компании иным образом. ОАО “Грузовая компания РЖД” должно быть создано в 2007 году как обычный оператор и 100%-ная “дочка” РЖД. Монополия планирует передать ей 531 914 грузовых вагонов (почти 80% парка) на 171 млрд руб. и 1,8 млрд руб. живых денег. По оценке Morgan Stanley, капитализация новой “дочки” составит $6,4-8,9 млрд. В 2008-2009 гг. РЖД рассчитывает провести ее IPO, разместив до 49% акций.

Принципиальной разницы - будет Грузовая компания «дочкой» РЖД или нет -- для рынка в целом нет. Есть, правда, разница для операторов, арендующих вагоны. И большая разница, разумеется, для РЖД - будет ли железноддорожная монополия контролировать крупнейшего оператора (и получать доходы от его деятельности.

Ранее ФАС заявляла, что выделение одной «Грузовой компании» будет иметь признаки нарушения Закона о конкуренции, поскольку этой компании может быть передано почти 60% вагонного парка, эксплуатируемого на железных дорогах России. На заседании Комитета по реформированию совета директоров ОАО «РЖД» была изложена позиция ФАС о необходимости выделения грузового вагонного парка ОАО «РЖД» в три или четыре дочерних общества, что будет соответствовать развитию конкуренции на железных дорогах России. Однако позже ФАС дезавуировала свои претензии.

Под контролем независимых операторов находится порядка 250-280 тыс. вагонов (наиболее крупный независимый оператор– «Северстальтранс» - обеспечивает перевозки своей материнской компании ). Грузовой парк РЖД составляет более 600 тыс. вагонов. В результате РЖД диктует свои условия на рынке – по причине размеров парка и суммарного объема перевозок монополии и ее дочерних структур.