В Москве прошла международная конференция "Многополярный мир в условиях глобализации"

Мир перестает быть однополярным, его «лидер» уже не может и не хочет нести ответственность за каждый уголок земли - это стало слишком тяжелой ношей. Не добавляют уверенности в завтрашнем дне и частые теперь разговоры о цивилизационном кризисе, и такие явления как исламистский радикализм. Что приходит на смену однополярности, и в каком мире мы будем жить завтра, обсуждали участники международной конференции «Многополярный мир в условиях глобализации».
Организатором конференции, участниками которой стали члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы РФ, дипломатический корпус, эксперты в области международных отношений и известные журналисты, выступила Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений. Об актуальность темы конференции говорили все ее участники. О том, что в данной области есть много вопросов и нет единства мнений, свидетельствовал и накал состоявшихся дискуссий. Пожалуй, единственное, в чем сошлись все выступавшие – это признание того, что мы живем в эпоху кризиса, по оценкам некоторых - самого острого за всю историю человечества.
По мнению заместителя председателя Объединенной комиссии сенатора Владимира Слуцкера, причины этого кризиса – столкновение ценностных систем цивилизаций, в том числе между западной и исламской системы ценностей. Единственный выход из конфликта цивилизаций сенатор видит в многополярности.
Однако уже сам термин «многополярный мир», который в настоящее время стал уже достаточно расхожим, вызвал среди участников конференции бурное обсуждение. Владимир Слуцкер отметил, что когда говорят о «многополярности» вспоминают «европейский концерт» государств позапрошлого и прошлого веков, на смену которому пришел двуполярный мир, который по известным причинам стал потом однополярным. По мнению сенатора, новая многополярность не должна быть и не будет ни противостоянием суверенных стран в рамках «концерта», ни соперничеством региональных объединений. Безусловно, отмечает Слуцкер, «такого рода противостояние и соперничество будут, но лишь на поверхности явлений». Полюсами грядущего мира станут цивилизации – убежден сенатор.
Такая точка зрения вызвала несогласие Кургиняна Сергей Ервандовича,
президента Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» и главный редактор журнала «Россия-XXI». По его мнению, всерьез задействовать модель конфликта цивилизаций мы не можем. Поскольку, поясняет он, сами авторы понятия цивилизации – в целом отождествляют это понятие с системами, взявшими религиозную идентификацию в качестве нового варианта идентификации идеологической. Для того, чтобы религиозная идентификация сформировалась в этом качестве, нужно, чтобы группы государств, заявляющие о себе как цивилизации, признали религию – обязательной для этой группы государственной идеологией. «Однако этого нет ни на Западе, ни в Азии» - утверждает Кургинян.
Говоря же о «многополярности», эксперт призвал всех присутствующих применять более строгий аппарат к описанию сегодняшнего мира, и признать, что в настоящее время термин «многополярный мир» несет только одну – единственную смысловую нагрузку. В нем утверждается, что мир не должен быть однополярным, то есть американоцентричным. При этом он отметил, что мир, который ушел от биполярности и никуда не пришел – гораздо более страшное место, чем мир однополярный. «И это и есть наш нынешний мир» – огорчил всех Кургинян.
Он пояснил, что так произошло, потому что США не смогли и не захотели заполнить геополитическую пустоту, которая образовалась после ухода с мировой сцены СССР. Особо такая пустота опасна, потому что она становится почвой для произрастания чего угодно – например, радикального террористического исламизма.
На естественно возникающий вопрос, возможна ли многополярность в виде действительного проекта мирового устройства, Кургинян так и не ответил. Он отверг возможность «нового Священного союза», «концерта стран», опроверг способность Организации Объединенных наций управлять миром, учитывая интересы всех и каждого.
Свое видение многополярности, ее сути, а не ее реализации, предложил сенатор Слуцкер. Он считает, что многополярность означает признание необходимости сосуществования всех действующих систем, их взаимодействие и синтез. Для того, чтобы этот подход сработал, необходимо выделить базу, на которой этот синтез бы происходил.
По мнению Слуцкера, эта база, или стержень, есть у религий всех мировых цивилизаций. «На сознательном или подсознательном уровне конфликты начинаются с преувеличения отличий религиозных систем ценностей, как это кажется их носителям. При этом стороны, вступающие в конфликт, выступают носителями одних и тех же принципов, замаскированных лишь верхними одеждами» - убежден сенатор. «Все религии имеют общий духовный стержень, и только детали выражены по-разному. И в мире, охваченном ценностным кризисом, только на этой общем духовном основании и может быть выстроена система безопасности» - подытожил Владимир Слуцкер.