Original Material
Революционный ОМОН
Масштаб "Маршу несогласных" в Москве придала милиция
В субботу в Москве прошел несанкционированный «Марш несогласных», организованный оппозиционной коалицией «Другая Россия». А на следующий день знамя несогласия подхватили питерские оппозиционеры. Главную роль в протестных акциях играл ОМОН, чья численность многократно превышала количество «несогласных». Собственно, обилие сил правопорядка и создавало ощущение, что в Москве происходит глобальное протестное мероприятие, чуть ли не революция.Накануне марша лидеры «Другой России» написали открытое письмо президенту Владимиру Путину с просьбой не использовать ОМОН для подавления мирных акций протеста, а ограничиться лишь силами простой милиции. Однако просьба оппозиционеров услышана не была. Уже накануне московского марша появилась информация о том, что в столицу стягивается ОМОН со всей страны. В ожидании почти 30 тыс. «несогласных» (реально на улицу вышло около 1,5 тыс. демонстрантов) в столицу были стянуты дополнительные силы ОМОНа и военнослужащих внутренних войск. Около тысячи милиционеров отрядили искать «несогласных» на станциях метро, вокзалах и въездах в город. По информации ГУВД, порядок в центре Москвы должны были поддерживать около 9 тыс. стражей порядка. По словам представителей спецслужб, на совещании накануне марша перед ними ставилось сразу несколько задач. Во-первых, не допустить самого шествия -- рассеивать и задерживать группы людей, направляющихся на место сбора участников «Марша несогласных» на Пушкинской площади. Во-вторых, в случае разгона марша предотвратить возможные беспорядки и провокации, в ходе которых могли пострадать люди, а вину за кровопролитие в таком случае «несогласные» могли бы переложить на власти. Для этой цели на место проведения марша были отправлены оперативники в штатском, которые должны были выискивать провокаторов и особо активных «несогласных», а затем передавать их в руки ОМОНа. Всем дежурным мировым судьям в субботу также было предписано находиться на своих рабочих местах.
По плану организаторов, «несогласные» должны были собраться в 12.00 на Пушкинской площади и промаршировать до «Тургеневской», где на 13.30 был назначен митинг, санкционированный в отличие от шествия московскими властями. Однако все место на Пушкинской площади заняли милиционеры. Тех, кто пришел маршировать, разгоняли или же для пущей убедительности задерживали и сажали в автобусы. Некоторые демонстранты прихватили с собой российскую Конституцию, где декларируется свобода проведения митингов и собраний, и размахивали ею перед лицом омоновцев. Кто-то, видимо, потерял «основной документ» во время задержания, из чего родился образ «растоптанной, лежащей в луже российской Конституции», неоднократно звучавший впоследствии в речах ораторов на митинге.
В самом начале акции был задержан лидер «Объединенного гражданского фронта» экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. Ему вменили в вину выкрикивание антиправительственных лозунгов. Г-на Каспарова оштрафовали на тысячу рублей «за нарушение порядка шествия» и отпустили лишь поздно вечером. Пытались задержать и еще одного руководителя «Другой России» -- бывшего премьер-министра, лидера «Народно-демократического союза России» Михаила Касьянов, который, впрочем, был отвоеван своей же охраной.
Во время этого инцидента рядом с г-ном Касьяновым находились представители средств массовой информации. Милиционеров присутствие прессы не смутило. Командир омоновцев отдал приказ: «Каждый берет по два человека -- журналистов, нежурналистов, неважно». И действительно, несколько журналистов были тут же задержаны. Корреспондент «Времени новостей» несколько раз счастливо увернулся от рук закона благодаря удобной обуви, в которой убегать от ОМОНа оказалось чрезвычайно легко.
Затем "уцелевшие" у Пушкинской площади демонстранты отправились по Рождественке в сторону Чистых прудов на санкционированный митинг. Среди них оказались нацболы, которые развернули флаги и стали скандировать лозунги «Россия без Путина!» и «Революция!». Следом шли либералы, в том числе сопредседатель Республиканской партии, депутат Госдумы Владимир Рыжков и сопредседатель «Народно-демократического союза» Иван Стариков.
Путь маршу преградили многочисленные сотрудники ОМОНа и СОБРа, которые принялись задерживать особо активных нацболов и рассеивать толпу. Не обошлось без применения резиновых дубинок.
Частично «несогласные» добрались до «Тургеневской» переулками. Здесь под присмотром многочисленных милиционеров прошел санкционированный митинг «Другой России». На митинге выступили Михаил Касьянов, представители Национал-большевистской партии и «Авангарда красной молодежи». В своих речах они покрывали власть позором и ратовали за свободные выборы. Писатель-сатирик Виктор Шендерович неожиданно внес раздор в стан митингующих, когда обратился с трибуны к стоящим в толпе лимоновцам: «Вы, ребята с флагом, сегодня не ваш митинг. Посмотрите, сколько вас и сколько нас». Писатель-сатирик объяснил свое несогласие с «несогласными» нацболами: «Нам нужна не революция, а эволюция».
Еще один инцидент произошел возле ОВД «Пресненское», куда был доставлен Гарри Каспаров. Поддержать лидера ОГФ пришла группа граждан, что вылилось в потасовку с милицией. По некоторым данным, один из пикетчиков получил перелом ноги, другой -- сотрясение мозга. Всего же, по данным правозащитников, в травмпункты Москвы в субботу обратилось более ста человек.
В ГУВД отказываются комментировать действия своих подчиненных, заявляя, что серьезных эксцессов во время вчерашних мероприятий не было. По словам начальника управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Виктора Бирюкова, милиции удалось пресечь попытку проведения в центре города несанкционированного шествия. «Организаторы «Марша несогласных» попытались осуществить ряд провокаций в отношении милиционеров, хотели устроить драки, но им не удалось достичь своей цели. Сотрудники милиции не допустили проведения противозаконной акции, действовали жестко, но строго в рамках действующего законодательства», -- подчеркнул Бирюков.