Рафаэль Арутюнян: в ближайшее время мы сумеем подняться только до уровня слабоядерных стран

Вчера правительство РФ приняло за основу генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., которая предполагает максимальное увеличение доли атомной генерации, гидрогенерации и угольной энергетики в общем объеме выработки электроэнергии в стране и сокращение доли газовой генерации. С 2009 года, согласно схеме, планируется вводить по одному энергоблоку АЭС, с 2012 года – по два энергоблока, с 2015 года – по три энергоблока, с 2016 года – по четыре энергоблока, а с 2019 – по два энергоблока АЭС малой мощности. Суммарная установленная мощность атомных электростанций России, составляющая в настоящее время 23 ГВт, по базовому варианту, заложенному в генсхему, вырастет к 2020 году в 2,3 раза, по максимальному – в 2,5 раза.
О месте атомной энернгетики в данной схеме и перспективах атомной отрасли «Полит.ру» рассказал первый заместитель директора института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, доктор физико-математических наук Рафаэль Арутюнян:
«При разработке схемы размещения объектов атомной энергетики перед Росатомом стоял комплекс вопросов, который требует решение задач, связанных с энергообеспечением с учетом того, что темпы развития экономики по-прежнему сохраняются высокими. Еще большими темпами развивается потребление в народном хозяйстве в целом. Несмотря на то, что запасы органики у нас достаточно большие, речь идет о вполне серьезных проблемах с обеспечением и газовой генерацией с учетом экспортных обязательств. Есть проблемы, связанные с тем, что структура обеспечения энергоносителями у нас нерациональна. То, что около 60% тепловых электростанций потребляют газ – это, конечно, неоптимальная ситуация. В комплексе всей этой ситуации и решаются проблемы развития атомной энергетики. В стратегической долгосрочной перспективе нехватка энергоресурсов на органических носителях будет еще более жесткой. Если смотреть на 50 лет вперед, то вопросы нефти и газа будут острейшими и нельзя ориентироваться на энергоносители, которые в такой перспективе будут исчерпываться, спрос на которые будет очень высоким на мировом рынке.
Атомная энергетика – это потенциал, который позволяет решать проблемы не только в среднесрочной перспективе дефицита электроэнергии, но и, что самое главное, в долгосрочной перспективе. По существу у человечества в долгосрочной перспективе есть только атомная энергетика. Мы должны развить ее инфраструктуру и иметь такой базовый потенциал, который позволит наращивать атомные мощности темпами, которые потребует закрытие дальнейших еще больших проблем с органикой, в том числе с учетом экологических ограничений применения органических энергоносителей глобального характера, связанных с парниковым эффектом.
К сожалению, программа развития атомной энергетики принята с опозданием. В ближайшее время мы сумеем подняться только до уровня, так скажем, слабоядерных стран. 20–25% — это цифра гораздо меньшая, чем средняя по ведущим странам (Франция – под 80%, США – 20%, в Европе – за 30% и т.д.).
Эту программу следует рассматривать, как минимально необходимую, решение которой поможет нам сохранить перспективу атомной генерации – через 50 лет мы будем обязаны иметь мощную атомную энергетику, чтобы просто обеспечить себя электроэнергией. В этом смысле программа построена рационально, опираясь на реалии. То есть, решить поставленные задачи в означенные сроки до 2012–2015 г.г. – это весьма амбициозная программа. Это связано с тем, что много лет мы почти не развивали атомную энергетику, поэтому сейчас вынуждены колоссальными усилиями решать проблему сохранения ее в минимальном объеме, который дает ее развитие в долгосрочной перспективе».