Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

К покушениям зовущая

Хождения чиновников Смольного в народ теперь можно и запретить


Первая реакция на сообщения о задержании граждан, якобы собиравшихся устроить покушение на Валентину Матвиенко и хранивших в этих целях взрывчатку и гранаты, – чья-то крайне неудачная шутка. Да и День смеха уже позади.
Кто, будучи в здравом уме и ясной памяти, решится на такое злодеяние? Неужели намеревались, как Степан Халтурин, тайно проносить в Смольный взрывчатку? Или думали заявиться с этим арсеналом на мероприятие с участием губернатора? Так и видится, как охрана губернатора любезно подпускает к ней юношу бледного со взором горящим, обмотанного поясом шахида и обвешанного гранатами…
Рассматривать всерьез информацию о взятии с поличным страшных экстремистов, приготовившихся к покушению на Первое лицо города, крайне трудно. Тем более что сама Валентина Ивановна демонстрирует олимпийское спокойствие и уверенность, катается на роликах и заявляет, что не собирается усиливать свою охрану. А спецслужбы не могут назвать ни имена задержанных, ни название «экстремистской организации», в которой они якобы состоят, ни мотив, по которому предполагаемые преступники собирались пойти на черное дело.
То, что делает в Петербурге Валентина Матвиенко, очень многим не нравится. Но ее оппоненты, выступающие против «Газпром-Сити», намыва, уплотнительной застройки, цензуры на телевидении, уничтожения зеленых зон и так далее – люди законопослушные. Борются политическими методами: выборы, референдумы, обращения, жалобы, акции протеста (с риском получить по голове дубинкой)…
Впрочем, с какого-нибудь прогубернаторского телеканала станется заявить, что за предотвращенным покушением стоит «Яблоко», ОГФ, лимоновцы или «Другая Россия», а оплатили подготовку будущего теракта лично Березовский на пару с Ходорковским. А если долго бить задержанных – подтвердят, что лично получали на это деньги в Лондоне…
И все же эти версии – не к юристам, а к психиатрам. Да и что в любом городе страны изменится, если что-то вдруг случится с назначенным губернатором? Неужели Путин пришлет другого, лучшего?
Скорее всего, мы имеем дело с инсценировкой. В пользу этой гипотезы, кстати, говорит тот факт, что все разного рода «покушения» на Валентину Матвиенко как-то подозрительно быстро проваливаются.
В 2003 году, когда Валентина Ивановна баллотировалась в губернаторы, нам рассказывали, что правоохранительные органы чуть ли ежедневно задерживали гигантские тиражи клеветнических материалов, направленных против Матвиенко. Тот факт, что милиция тут же обнаруживала типографии, где якобы печатались эти материалы, не мог не наводить на размышления. «Легче всего найти то, что сами прятали», – усмехались конкуренты. Любопытно, кстати, что в некоторых статьях, агитирующих за Валентину Ивановну, желающие голосовать на выборах против всех сравнивались именно с террористами…
В 2004 году некий «министр национальной безопасности Русской республики» Александр Втулкин отправил на форум «Фонтанки.ру» сообщение о «смертном приговоре», вынесенном Матвиенко за «антирусскую политику». Незадачливого «министра» вычислили мгновенно – и посадили на полтора года. Через год аналогичные угрозы появились на том же форуме в адрес депутата Законодательного собрания от «Яблока» Михаила Амосова – но, хотя все необходимые данные были тут же предоставлены ФСБ, автора сообщения так и не нашли.
И вот теперь – якобы разоблаченное покушение. Двух похищенных детей не могут найти уже который день – а тут такая оперативная работа! Но кто мог разыграть этот спектакль и зачем?
Базовая версия – разыграли те же, кто якобы «раскрыл». Надо же убедить начальство в своей профпригодности, уверив, что ему, начальству, угрожает страшная опасность. Засим обычно следует увеличение финансирования, награды, звания и должности.
Только что, кстати, принимали очередные «ужесточающие» поправки к закону о противодействии экстремизму, вызвавшие очередные протесты правозащитников и оппозиционных политиков, уверенных в том, что понятие «экстремизма» расширяют до такой степени, чтобы под него можно было подогнать любую критику властей. А вот и «наш ответ Чемберлену» готов: видите, как экстремизм окружает со всех сторон и линия фронта проходит через каждый сортир? Как тут не ужесточить закон, дабы спасти государство? Царь когда-то проявил излишнюю мягкость, не всех перевешал и сослал – помните чем закончилось?
Есть, впрочем, и вторая версия, которую автор не советовал бы с ходу отвергать. Вряд ли охране губернатора сильно понравились ее намерения раз в месяц пользоваться общественным транспортом. На проходе через турникеты потеряешь в давке «охраняемое лицо» – и что делать? А если и не потеряешь, то как его уберечь в переполненном вагоне? Ничуть не больший энтузиазм на сей счет должен быть и у членов городского правительства: им-то какая радость в метро или автобусе? Появление страшных «экстремистов», между тем, решает проблему: и речи о таких вольностях, как поездки на общественном транспорте, быть не может! Стоит нанять отморозков, которые подтвердят, что готовили покушение на Первое лицо, – и дело в шляпе. Какое метро, товарищи, когда враг у ворот, и теракт может случиться в любой момент?

Борис ВИШНЕВСКИЙ