Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Интим не предлагать

Страх способен парализовать все чувства, кроме любви

Страх способен парализовать все чувства, кроме любви

"Интимность" (Intimacy)
режиссер Патрис Шеро (Patrice Chereau)

В знаменитом ироничном боевике Гая Ритчи (Guy Ritchie) «Большой куш» (Snatch) колоритный персонаж фильма – бандит по прозвищу Кирпич –рассказывает о способе избавления от трупа с помощью энного количества свиней. Резюмируя, он, выводит такую сентенцию: «Поэтому бойтесь владельцев свиноферм, они могут быть очень опасными».

Переложим эту забавную мысль на реалии грустного фильма «Интимность». Лондон. Бармен Джей (Марк Райлэнс, Mark Rylance) снимает квартиру у какой-то женщины. Он не знает ее имени, ему не известно, чем она занимается. Джей знает наверняка только то, что каждую среду она приходит к нему, и они занимаются любовью – после этого женщина, кстати, уже далеко не молодая, одевается и, ни слова не говоря, уходит. Эти рандеву вполне устраивают Джея. Какое-то время назад он ушел от жены, оставив ее с двумя детьми. Подобным образом Джей хотел очиститься от рутины быта и суеты повседневной жизни. Джей, как ни цинично это звучит, даже гордится своим уходом из семьи – считая, что это единственный честный и смелый поступок в его никчемной жизни.

Хотя, потеряв семью, он не приобрел долгожданной свободы – устроившись однажды барменом, он живет по приевшемуся графику работа – съемный холостяцкий флет – изредка встреча с детьми и бывшей женой – и вот эта незнакомка по средам.

Долго ли коротко, пресловутая женщина пропускает еженедельную встречу и Джей вдруг осознает, что уже просто не может без ее теплого дыхания, без ее отрешенных взглядов куда-то в район переносицы, без этой бессловесной близости. Он решает найти незнакомку и выяснить хотя бы ее имя.

Джей узнает, что незнакомку зовут Клер (Керри Фокс, Kerry Fox), у нее муж-таксист и ребенок, а сама она актриса в любительском театре, и встречи с Джеем для нее – своеобразная энергетическая подпитка перед репетициями и выступлениями. Для Клер их встречи – всего лишь интим, для Джея они стали необходимой ему интимностью, выросшей в любовь.

Эта, на первый взгляд, простая история подкупила жюри престижного Берлинского фестиваля (в 2001 году «Интимность» получила главный приз – «Золотого льва») прежде всего тем, как безыскусно и одновременно точно переданы настроения и взаимоотношения двух немолодых людей, которые близки в сексуальном плане, но интеллектуально и эмоционально разобщены.

Многие критики, да и что там грешить, большинство зрителей ставят в вину режиссеру Патрису Шеро излишний натурализм встреч Джея и Клер – в них мало эстетики и много некрасивых обнаженных тел. В двухчасовой ленте около 40 минут занимают откровенные сексуальные сцены. Хотя в этой упрощенности, казалось бы, и есть вся соль фильма – зрители наглядно понимают – одиночество может быть и вдвоем, а половая близость в современном мире – это еще не повод даже для знакомства и тем более любви.

Актеры, сыгравшие Джея и Клер, очень точно создали образы по-своему несчастных закомплексованных людей, уже не молодых, но, само собой, не желающих умирать, а, напротив, хватающих самые лакомые кусочки уходящей в бренность старости жизни. На том же «Берлинале–2001» англичанка Керри Фокс, сыгравшая в фильме главную роль – роль жены, еженедельно изменяющей мужу в грязной лондонской квартире, получила приз за лучшее исполнение женской роли.

Вполне искренен финал, который, разумеется, весьма далек от счастливого голливудского happy end. После просмотра в голову стучится та самая мысль, что, несомненно, заслуживают нашего страха владельцы свиноферм, надо бояться загадочных хозяек квартир, стоит опасаться интима с ними, а затем и последующей любви, так нечаянно приходящей. Но если бояться всего этого, то когда же, черт возьми, жить?

Даниил ЯКОВЛЕВ.

Смотрите на лицензионном видео.