Троцкий стал Нео
Троцкий стал Нео. Предвыборная кампания для КПРФ началась с поиска неотроцкистского заговора внутри партии. За тем, как коммунистические лидеры играют в «Матрицу», наблюдал The New Times.
Готовясь к избирательной кампании в Государственную думу, руководство КПРФ начало выявлять предателей в своих рядах. Как и в 1937-м, под удар попали сторонники Льва Троцкого. Правда, в этот раз к названию вражеской для любого настоящего коммуниста группировки добавилась приставка «нео». Уже полторы недели лидеры Компартии пытаются найти в своих рядах неотроцкистов.
Проблему перед соратниками очертил председатель Центральной контрольно-ревизионной комиссии Владимир Никитин, выступивший на очередном пленуме с докладом «Об опасности неотроцкистских проявлений в КПРФ». Видный партийный функционер сообщил, что «накануне XII съезда КПРФ и выборов депутатов в Государственную думу Российской Федерации пятого созыва антироссийские силы активизировали свою подрывную деятельность против КПРФ», и констатировал наличие неотроцкистских проявлений, которые чрезвычайно опасны для КПРФ и России. Дошло и до персоналий. В неотроцкисты записали руководителя парторганизации Западного округа Москвы Павла Басанца и редактора сайта КПРФ.Ру Анатолия Баранова. Уклонившиеся не в ту сторону Басанец с Барановым в одиночестве не остались. Выявив в своих рядах «левых уклонистов», партийные лидеры нашли и «правых»: на минувшей неделе со своего поста в ЦК КПРФ с угрозой последующего исключения был снят Петр Милосердов за членство в едва созданном движении «Народ». В ближайшие дни остракизму может быть предан и другой известный коммунист — Армен Бениаминов, прославившийся тем, что 7 ноября 2003 года поднял над зданием Госдумы коммунистический флаг вместо привычного триколора.
— В поисках нео —
Если борьбу с «правыми» в лице Милосердова еще можно было объяснить идеологическим несоответствием, то что делать теперь с постановлением пленума о неотроцкистах, в руководстве КПРФ не представляют. Мало того, никто даже толком не понимает, что такое неотроцкизм. Касается это и изобретателя термина Никитина. «Неотроцкизм — это поведенческий термин. Неотроцкизм — оторванное от почвы троцкистское поведение, — объяснил The New Times суть своего политологического новаторства Никитин. — В двадцатом веке шла мировая революция и боролись с троцкизмом, а теперь глобализация, и у троцкизма появились новые черты».
Поиск «новых черт» троцкизма пострадавшие объясняют по-разному. «Борются со всеми, кто радикален, кто считает нужным действовать активнее и выступает за объединение оппозиции», — объяснил The New Times Петр Милосердов. Он считает, что Анатолий Баранов пострадал за свою излишнюю левизну, а он сам — за национал-патриотические взгляды. Редактор партийного сайта Баранов утверждает, что никакого неотроцкизма не существует. «Товарищи сделали открытие в политологии, а ведь могли бы и в сношениях с дьяволом обвинить», — смеется Баранов. По словам «неотроцкиста», решиться на такое выступление глава Центральной ревизионной комиссии КПРФ никогда не мог бы без санкции вождя — Геннадия Зюганова, который борется с внутрипартийной оппозицией в рамках своих договоренностей с Кремлем. Пока Баранов не решил для себя, оставаться в партии или уходить. «На сайт постоянно приходят письма от сторонников КПРФ, которые теперь в знак поддержки подписываются «неотроцкистами», — говорит он. — В КПРФ таких «неотроцкистов» процентов девяносто».
Категорически не собирается уходить из партии и другой «неотроцкист» — Павел Басанец. Ветеран внешней разведки уверен, что за нынешним скандалом стоит «кремлевская агентура в руководстве партии», а причиной гонений на себя называет свое выступление на торжественном собрании, посвященном 86-й годовщине создания внешней разведки, в декабре 2006 года. Тогда Басанец назвал Владимира Путина предателем, призвал коллег вступать в КПРФ и пообещал им скорую социалистическую революцию. «Борцы с «неотроцкизмом» ставят партию перед угрозом раскола, — считает Басанец. — Меня уже четыре раза пытались исключить, но я не в обиде на идиотов».
— Внутрипартийный передел —

На том же президиуме будет обсуждаться и проблема первой тройки, хотя окончательное решение по этому вопросу будет принято только в сентябре на очередном съезде партии. На данный момент в КПРФ сложилась очень забавная конфигурация, при которой все абсолютно точно знают, что возглавит список Геннадий Зюганов. Вторым в списке, скорее всего, пойдет нобелевский лауреат Жорес Алферов, а вот ясности с третьей кандидатурой нет. Помимо уже упомянутых Мельникова и Кашина на это место претендуют также Светлана Савицкая, Николай Харитонов, Владимир Бортко, Виктор Илюхин и Николай Губенко. Если в тройку будет решено включить женщину — шансов больше у Савицкой. Если решено будет сделать упор на сельский электорат — у Харитонова. Если приоритетной посчитают оборонную тему — у Илюхина. Шансы Губенко и Бортко, как утверждают в партии, фактически равны нулю.
Впрочем, от внутрипартийной дискуссии в этой ситуации зависит немного. Решающим фактором в итоге все равно станет мнение Зюганова, успешно справляющегося с любой внутрипартийной оппозицией. Как объяснил The New Times источник в руководстве партии, все попытки сместить Зюганова разбиваются о две непреодолимые преграды. Во-первых, лидер КПРФ лично контролирует отбор делегатов на партийные съезды, где можно было бы поставить вопрос о смещении Зюганова. Во-вторых, все выступающие против него группировки враждуют и друг с другом. Так что пока Зюганов кажется наименьшим злом.
Свою незаменимость он еще раз подчеркнул, заявив о выдвижении в президенты. Правда, выдвигать кандидата может только съезд партии, но Зюганов решил сентября не дожидаться. Часть партийцев объясняет поспешность желанием лидера показать соратникам, что никаких других кандидатур от КПРФ не может быть по определению. Другие сходятся на том, что выдвижение Зюганова — скорее фальстарт, и руководство КПРФ после выдвижения Виктора Геращенко, Владимира Буковского и Михаила Касьянова просто испугалось потери левой ниши и поспешило объяснить электорату, что коммунисты по-прежнему в игре.
Борьба с троцкизмом
24 августа 1936 года — приговор по делу «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра». К высшей мере наказания — расстрелу — приговорены Григорий Зиновьев и Лев Каменев.
30 января 1937 года — завершение процесса над членами «Параллельного антисоветского троцкистского центра». Из 17 подсудимых 13 приговорены к расстрелу.
2 марта 1938 года — начало процесса над членами «Правотроцкистского антисоветского блока». На скамье подсудимых 21 человек. Среди них Николай Бухарин, Генрих Ягода, Алексей Рыков и Николай Крестинский. 18 подсудимым вынесен смертный приговор.
...
Из выступления прокурора СССР А.Я. Вышинского 28 января 1937 года на процессе «Антисоветского троцкистского центра»
«Характер настоящего дела таков, что именно этим характером предопределяется и своеобразие возможных по делу доказательств. Мы имеем заговор, мы имеем перед собой группу людей, которая собиралась совершить государственный переворот, которая организовалась и вела в течение ряда лет или осуществляла деятельность, направленную на то, чтобы обеспечить успех этого заговора, заговора достаточно разветвленного, заговора, который связал заговорщиков с зарубежными фашистскими силами».