Original Material
Программа невозвращения
В убийстве семьи русской учительницы и взрыве на ее похоронах следствие ищет политические мотивы
Похороны семьи 56-летней русской учительницы Людмилы Терехиной, которая 16 июля вместе с двумя детьми была зверски убита в собственном доме в ингушской станице Орджоникидзевская, вчера обернулись очередной трагедией. Во время шествия похоронной процессии на кладбище взорвалась самодельная бомба. Десять человек попали в больницу, одной женщине пришлось ампутировать ногу. Среди пострадавших оказалось пять милиционеров, которые были призваны обеспечивать безопасность мероприятия. Следствие полагает, что за обоими инцидентами скрывается недовольство неких сил действиями президента республики Мурата Зязикова, который вводит в действие программу по возвращению русских жителей в Ингушетию.Убийство учительницы и ее семьи произошло в ночь на понедельник. По данным оперативников, убийца (следствие уже установило, что преступник был один) взломал калитку, проник во двор, откуда через окно забрался в дом, где расстрелял трех человек. При этом убийца не тронул слепого 50-летнего брата Терехиной, который находился с ней в одной комнате. На месте преступления оперативники нашли семь гильз, по предположению экспертов, от пистолета Макарова с глушителем.
Как рассказал следователям брат Людмилы Терехиной, убийца требовал денег. Однако следователи посчитали, что преступник сделал это для отвода глаз, так как особых богатств в семье Терехиных не водилось. Неубедительной сыщики посчитали и версию о конфликте между русской учительницей и кем-то из местных жителей-ингушей. Людмила Терехина родилась в Орджоникидзевской, более 30 лет проработала учительницей математики в станичной школе №2. Ее сын Вадим был студентом Карачаево-Черкесской государственной технологической академии, 22-летняя дочь Мария училась в Ингушском госуниверситете. Молодые люди приехали в станицу на каникулы. В Орджоникидзевской Терехину уважали как замечательного педагога, ее дети прекрасно знали русский, ингушский и чеченский языки.
По мнению следователей, мотивом тройного убийства стала попытка спровоцировать межнациональный конфликт в республике. Как рассказал вчера «Времени новостей» источник, близкий к следствию, после прогремевшего в среду днем взрыва на кладбище сыщики убедились в верности своих выводов.
С шести часов утра в Орджоникидзевской вчера наблюдалось оживление. В станицу из Махачкалы была направлена рота военных, из РОВД Сунженского района -- более 20 милиционеров. Силовикам было поручено обеспечить безопасность похорон, так как проститься с семьей Терехиных собирались и представители республиканских властей. «Кладбище проверяли несколько раз. Ничего подозрительного не нашли. Нельзя сказать, что плохо искали. Просто саперов не было», -- отметили вчера в РОВД.
В составе похоронной процессии, которая около часа дня выдвинулась из дома Терехиных на кладбище, было не менее 80 человек -- сослуживцы, соседи, родственники, сотрудники райадминистрации, депутаты ингушского парламента. Взрыв прогремел в тот момент, когда многие из них уже подошли к могиле. По словам очевидцев, замыкали процессию человек 12--15, в том числе сотрудники местного отдела милиции. На тропинке образовался небольшой затор, и некоторым из идущих пришлось сойти с основной дороги. В этот момент, как установили эксперты, одна из женщин наступила на растяжку, которая была заложена возле лавочки в четырех-пяти метрах от основной процессии.
Раненых доставили в Сунженскую райбольницу. 52-летней Ларисе Беручевой (именно она задела мину) медики вынуждены были ампутировать остатки раздробленной ноги. Еще одну пострадавшую, 44-летную Азу Далакову, с множественными осколочными ранениями лица направили в республиканскую клиническую больницу в Назрань. Среди получивших серьезные осколочные ранения оказались и пятеро милиционеров.
Прокуратура Сунженского района возбудила уголовное дело о терроризме. Расследованием занялась республиканская прокуратура. Прокурор республики заявил, что берет это дело под личный контроль. Однако задержать кого-либо из причастных к убийству или взрыву пока не удалось.
«Это не спор между русскими и ингушами, это политическое дело, -- заявил вчера источник в следственной группе. -- Оба преступления были совершены почти сразу после того, как президент Зязиков объявил о начавшей действовать в Ингушетии программе по возвращению русских в республику. Чего добиваются преступники, понятно. В программе задействованы не только огромные силы, но и большие деньги. Это не первая демонстрация недовольства. Подобные ЧП уже случались в нашем районе». По словам источника, у следствия уже есть несколько подозреваемых. По неофициальной информации, убийство совершил исполнитель, а заказчик преступления, по версии сыщиков, -- житель Сунженского района, уже объявленный в федеральный розыск.