Original Material
Как в Монако
Следить за выборами Госдумы будут изнутри и снаружи
Председатель российского Центризбиркома Владимир Чуров и министр внутренних дел Рашид Нургалиев договорились вчера о взаимодействии их ведомств в ходе выборов новой Госдумы, намеченных на декабрь этого года. МВД, которое в России всегда было самым многопрофильным министерством, пообещало зорко следить за неприкосновенностью избирательных прав граждан. Такое намерение милиционеров не вызывает негативной реакции ни у кого из народных избранников нынешнего созыва в отличие от аналогичных планов представителей Европарламента.На днях председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден объявил о намерении евродепутатов вдвое увеличить число наблюдателей в России по сравнению с предыдущими думскими выборами. Вместо 40--60 человек их теперь будет 80--100. «В декабре вам предстоит провести свободные и справедливые выборы, -- сообщил г-н ван дер Линден на совместной пресс-конференции с главой российской делегации в ПАСЕ, председателем думского комитета по международным делам Константином Косачевым. И пояснил: "Главное -- соблюдение всех условий для справедливых демократических выборов».
Как именно даже сотне европейских наблюдателей удастся повлиять на эти условия в огромной стране с десятками тысяч избирательных участков, не совсем ясно, и это заставляет даже вполне либерально настроенных представителей российской общественности сомневаться в необходимости такой миссии. Впрочем, влиять на условия голосования наблюдатели и не могут: их задача сводится к последующей оценке качества выборов.
После выборов нынешней Думы в 2003 году группа наблюдателей ПАСЕ, несмотря на свою малочисленность, подготовила довольно подробное заключение. Выводы их не были неожиданны и могли появиться даже без экскурсий на избирательные участки: евронаблюдатели жаловались, в частности, на недостаток свободы СМИ и неравенство партий, одни из которых могли похвастать первыми лицами государства в своих партийных списках, а другие нет.
Вопреки мнению ряда своих коллег по Госдуме Константин Косачев подчеркнул, что присутствие наблюдателей необходимо, что российские парламентарии обеспечат взаимодействие с гостями из Страсбурга, и процесс наблюдения будет объективным. Но добавил, что никакие односторонние выводы тех или иных стран о качестве российской демократии не должны приниматься ни Россией, ни международным сообществом -- "годным" будет признано только заключение международных организаций, официально допущенных к мониторингу.
Константин Косачев сообщил, что у возглавляемой им российской делегации в Страсбурге есть «много вопросов к процедуре мониторинга, которая действует в ПАСЕ». Речь, правда, идет не о мониторинге выборов, а об общем мониторинге уровня соблюдения Россией условий вступления в Совет Европы, пояснил «Времени новостей» российский правозащитник, один из руководителей правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов. В России эта процедура применяется с 28 февраля 1996 года -- именно тогда наша страна вошла в совет. По мере выполнения данных странами обещаний мониторинг прекращается. Г-н Косачев надеется, что Россия может быть выведена из-под мониторинга уже в ближайшее время, но пока это скорее благое пожелание. К примеру, Европарламент требует от России полной отмены смертной казни, а российские законодатели сделали все возможное, чтобы смертные приговоры вновь стали применяться после учреждения во всех российских регионах суда присяжных, то есть после 2010 года. Существует и довольно тяжелая дискуссия между Москвой и Страсбургом о практике применения в России законодательства о неправительственных организациях: скандальный российский закон об НПО был подправлен в свете европейских рекомендаций, но его реальное действие ПАСЕ собирается оценить в специальном докладе, который будет готов через год.
На сегодняшний день мониторинг ПАСЕ, помимо России, ведется в Албании, Армении, Азербайджане, Боснии и Герцеговине, Грузии, Молдавии, Сербии, Украине и Монако. Соседство с маленьким европейским княжеством может, вероятно, польстить российским патриотам, считающим процедуру мониторинга унизительной, а членство страны в ПАСЕ нецелесообразным. К слову, докладчиком, представлявшим Монако к вступлению в Совет Европы, был заместитель главы комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. Монако вошло в Совет Европы в октябре 2004 года. Г-н Слуцкий участвовал также в разработке программы и критериев текущего мониторинга княжества.