Молчание гарантов
Не хочется вышибать слезу, пустое. И без того некоторые высказываются в таком духе, что, и правильно, мол, нечего, понаехали тут... Еще одно выселение из печально известного всему городу дома на улице Союза Печатников прошло в начале этой недели. Сухие факты: четверо ребят-оппозиционеров оказались в милиции, один — в больнице; без крова остались шестеро, включая маленького ребенка и 18-летнюю девушку-инвалида.
Детей выгоняют на улицу без предоставления другого жилья. Омбудсмен и органы опеки не реагируют
Накануне Лилия Крайнюкова (Лепкалюк), мать четверых детей, женщина со сложной судьбой, обитавшая в многострадальном сквоте с 1998 года, послала телеграмму Путину. Гарант все-таки. «Очень прошу и надеюсь, что Вы поможете, больше обращаться мне некуда и другого жилья у моей семьи нет. Исполнительные органы города и Адмиралтейского района в помощи мне отказали, мне ничего не остается, как наложить на себя руки от отчаяния и несправедливости».
Надеялись до последнего. С утра пораньше восемь человек лимоновцев и представителей АКМ забаррикадировали оба входа в квартиру № 12, выстроив заграждения из мебели и утвари, которая попалась под руку. Софья Козлова и Александр Яшин приковали себя наручниками к батарее. Из окон вывесили флаги и плакаты. Зажигали фальшфайеры. Возле дома собралась толпа зевак.
Гарант отмолчался.
В результате зачистили всех, от мала до велика (в том числе, и старшего сына, насчет которого даже не было решения суда о выселении). Автоген не потребовался — двери с петель срезали болгарками.
— Они (представители службы судебных приставов — Авт.) вскарабкались на груду мебели и почти под самым потолком пролезли внутрь квартиры, — рассказывает Ирина Неклюдова, соседка, участница событий. — Стали кричать: «Всем ложиться! На пол!..» Как в боевиках, держа двумя руками пистолет, наводили его на людей... Телевизионщиков вместе со всеми поставили по стенке: руки кверху, ноги врозь...
Ребят из радикальной тусовки нейтрализовали довольно быстро.
— Абсолютно никакого сопротивления мы не оказывали, — пояснил корреспонденту «Новой» Александр Яшин.— При этом меня, например, ударили ногой — лежащего на полу; потом, когда тащили по лестнице, я повредил спину; а уже в милицейской машине, когда один из сотрудников ударил меня по голове, я с размаха натолкнулся на металлический поручень и получил дополнительную травму.
Сашу, как и его соратников Евгения Маркина, Сергея Гребнева, Константина Христофорова, Софью Козлову отвезли в 1-й отдел милиции, где и продержали до вечера: все никак не могли предъявить обвинение.
Правда, Александра «отпустили» раньше: после того, он как он начал терять сознание, пришлось вызывать «скорую» (сейчас 24-летний лимоновец находится в клинике НИИ нейрохирургии имени Поленова).
Четырехлетний Ромка еще спал. Проснулся от грохота, забился под одеяло... Мальчика милостиво разрешили накормить кашей.
Кстати, к вопросу о том, что судебные приставы и их подручные на самом деле якобы сочувствуют обитателям сквота, но ничего не могут поделать — долг зовет. «Мы присели на диване, — говорит Ирина Неклюдова, — я, Ореста и Рома. Этот диван из-под нас чуть не выдернули... Я умоляла: не сгоняйте ребенка, видите в каком он состоянии? Дайте ему хотя бы успокоиться, выносите пока другие вещи... Бесполезно!».
Лилию, ее мужа Александра, дочь Оресту и младшего сынишку приютили на время Неклюдовы. Старшие дети, 19-летний Остап и 23-летний Михаил ночуют у знакомых. «Я так просила, чтобы на нашем выселении присутствовал уполномоченный по правам человека, — недоумевает Лилия Петровна, — и он вроде обещал... Но не пришел».
— По моей оценке, недавно избранный омбудсмен от партии «Единая Россия» Игорь Михайлов откровенно предал жителей дома, — считает радикал-оппозиционер Михаил Дружининский. — А депутаты Собрания от фракции КПРФ попросту умыли руки. Нужно было сделать один элементарный шаг: вызвать представителей органов опеки и остановить выселение, так как несовершеннолетним детям не предоставлено жилье в соответствии с действующим российским законодательством. В ответ на отговорки об изменении Жилищного Кодекса можно было сослаться на международные соглашения по правам ребенка. Но парламентарии и профессиональный правозащитник предпочли не вмешиваться.
Сейчас активисты различных общественных организаций, помимо других петиций и челобитных, собирают подписи под «Официальной заявкой на исполнение популярных классических произведений» — адресованной художественному руководителю и главному дирижеру Мариинского театра Валерию Гергиеву.
Храм Терпсихоры находится в двух шагах от многострадального здания на углу Английского проспекта и улицы Союза Печатников, а г-н Гергиев, как вы помните, был в этом году избран почетным гражданином Санкт-Петербурга. «Из-за Ваших амбиций подготовлен проект второй сцены Мариинки, очень точно отражающий Ваш талант и Ваше отношение к историческому центру города, — говорится в обращении, — и уже разрушен целый квартал. По просьбе людей, выселенных на улицу, просим исполнить для Валентины Ивановны Матвиенко песню вашего коллеги, любимого барда Кремля, депутата Государственной Думы, заместителя председателя комитета по культуре Александра Розенбаума «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла!»...»
Будет маэстро давать «Мурку» или не будет, это бабушка надвое сказала, а вот горстка защитников знаменитого домика в Коломне (ряды, конечно, поредели и все же) сдаваться не намерена. «Спасибо за статьи о нас, вы нам очень помогаете. Мы будем бороться до конца», — такая весточка пришла вчера из осажденного сквота на мой e-mail. Дословно.
А вы спрашиваете: «Зачем?»
Валерия СТРЕЛЬНИКОВА