Дата
Автор
Иван СУХОВ
Сохранённая копия
Original Material

Горные "медведи"

Кавказские списки "Единой России".

40 политиков, предпринимателей и общественных деятелей представляют Северный Кавказ в избирательном списке «Единой России», который вчера заверил Центризбирком. Дискуссии о том, кто будет представлять горные республики в будущей Госдуме, были самой существенной деталью северокавказской политики последних недель. Итог оказался во многом неожиданным. Многие явные претенденты на парламентский мандат в список так и не попали. Зато включенные в него персоналии образуют порой довольно причудливые сочетания, ставящие под сомнение какое бы то ни было политическое единство «Единой России».

Пять из семи северокавказских республик ограничились четверками кандидатов. Большой и многонациональный Дагестан выдвинул десятерых, пребывающая «в особых условиях восстановления» и также густонаселенная Чечня -- шестерых. В пяти из семи случаев региональные списки возглавляют главы республик -- президент Дагестана Муху Алиев, Чечни Рамзан Кадыров, Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, Адыгеи Асланчерий Тхакушинов и глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров. Отказались возглавить региональные списки вопреки общей тенденции президенты Ингушетии и Карачаево-Черкесии Мурат Зязиков и Мустафа Батдыев, у которых есть очевидные проблемы с политическими перспективами по основному месту работы, объективно затрудняющие выступление в роли «локомотивов» партии власти.

При этом четверки Ингушетии и Карачаево-Черкесии заметно отличаются друг от друга.

Карачаево-черкесская региональная группа выстроена вполне логично. Возглавляет ее профессиональный финансист, москвичка Надежда Максимова, которая в 2003 году избралась в нынешний состав палаты от Карачаево-Черкесии -- по тому же одномандатному округу, в котором на созыв раньше выдвигался Борис Березовский. Хотя самого президента Батдыева в списке нет, с Надеждой Максимовой у него сложились вполне рабочие отношения еще в пору ее работы в федеральном Минфине, а его -- в Национальном банке КЧР. В четверке ее поддерживают лояльные г-ну Батдыеву депутаты Народного собрания КЧР карачаевец Ахмат Эркенов и черкес Зураб Докшоков, которые не раз оказывали главе республики поддержку при попытках оппозиции инициировать отрешение президента от должности. Компанию им составляет Алексей Эскиндаров -- замглавы правительства КЧР, курирующий экономический сектор, в котором республика, несмотря на постоянные проблемы с политической стабильностью, пытается демонстрировать некоторые успехи.

Ингушскую четверку возглавляет Белан Хамчиев, директор департамента растениеводства Минсельхоза РФ. В 1996--1998 годах, то есть в период пика правления нелюбезного нынешнему Кремлю, но популярнейшего Руслана Аушева, г-н Хамчиев возглавлял правительство Ингушетии. Несколько недель назад в Интернете появился список политиков, которых Кремль якобы рассматривает в качестве преемников Мурата Зязикова, очевидно не справляющегося со своей президентской миссией. Первым в этом списке был назван именно г-н Хамчиев. Его появление на «президентском» месте в списке партии власти при желании можно рассматривать как косвенное подтверждение этой версии, тем более что прецеденты перехода депутатов на пост президента на Кавказе уже случались: из Думы на свою теперешнюю работу перешел, например, нынешний президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков. Впрочем, у гипотетического назначения Белана Хамчиева президентом Ингушетии были бы и влиятельные противники.

Другие лидеры, которых «Единая Россия» включила в состав своего ингушского кадрового резерва, -- экс-председатель республиканской ячейки, депутат Госдумы нынешнего созыва Мухарбек Аушев и его коллега по палате Башир Кодзоев, в список претендентов на мандаты на сей раз не вошли. Зато вошли вице-премьер правительства из «команды Зязикова» Хава Евлоева и московский предприниматель Иса Хаматханов, который известен довольно неприязненным отношением к президенту соседней Чечни, также кандидату от «Единой России» Рамзану Кадырову. Чьи специфические методы руководства мешают, по мнению г-на Хаматханова, приходу на Кавказ серьезных инвесторов. По некоторым данным, Белан Хамчиев также не относится к числу поклонников своего харизматичного соседа.

Замыкает ингушскую четверку Амиран Холохоев, детали биографии которого почти неизвестны, ясно лишь, что в список кадрового резерва «Единой России» по Ингушетии он не входил.

Вполне монолитным и предсказуемым выглядит список кандидатов от Чечни. Следом за Рамзаном Кадыровым в списке значится его ближайший соратник -- вице-премьер Адам Делимханов, ранее командовавший так называемым нефтеполком, и депутат нынешнего созыва Ахмар Завгаев. Последнему оказана дань вежливости как члену уважаемого клана, руководившего Чечено-Ингушетией в советские времена и игравшего важную роль в пророссийской антидудаевской оппозиции, которая теперь является реликтом чеченской политики, определяемой главным образом перешедшими на сторону федералов умеренными сепаратистами.

В чеченскую шестерку входят также юрист Хож-Магомед Вахаев, работавший ранее министром труда и социального развития, а затем возглавивший по инициативе г-на Кадырова Конституционный суд Чечни, депутат республиканского парламента от «Единой России» Саид Яхихажиев и полпред Чечни при президенте РФ чеченец ближневосточного происхождения Зияд Сабсаби.

Очевидно, что реальных кандидатов четверо, поскольку президент Кадыров, как и другие региональные лидеры, включен в список в рекламных целях, а свою "правую руку"-- Адама Делимханова -- он едва ли отпустит из республики на Охотный ряд. Чеченская «Единая Россия» окончательно переходит под контроль г-на Кадырова: Думу покидает бывший лидер регионального отделения партии Руслан Ямадаев, давний соратник отца действующего президента, еще пару лет назад рассчитывавший принять участие в борьбе за кресло главы республики. Его родной брат Сулим остается депутатом парламента Чечни, но это не слишком большое достояние для амбициозного гудермесского клана, воевавшего против федералов в первую войну, а теперь обзаведшегося обширными связями среди российских военных. Хотя Ямадаевы соблюдают весь положенный пиетет по отношению к г-ну Кадырову, их «сдвиг» на окраину чеченской политической арены едва ли добавляет президенту республики надежных друзей.

Окончание в завтрашнем номере

Иван СУХОВ