Дата
Автор
Скрыт
Сохранённая копия
Original Material

Мир хрущевкам, война инвесторам

Общественные слушания по проекту закона «Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий» закончились закономерно — полным конфузом авторов закона. Более того, теперь даже председатель Комитета по законодательству городского парламента Виктор Евтухов заявляет, что, мол, неизвестно, будет ли после такой реакции граждан вообще реализовываться эта программа.

Закон о сносе оттепельной архитектуры не прошел цензуру общественных слушаний




Впрочем, ничего неожиданного в этой реакции нет — просто те, кто пришел на слушания, внимательно прочли проект закона (о нем неделю назад подробно рассказывалось в «Новой»).
Главных претензий к проекту оказалось три.
Во-первых, иезуитская формулировка о том, что граждане, проживающие в предназначенных под снос домах, будут переселены «преимущественно в жилые помещения в многоквартирных домах, расположенных на застроенных территориях, в отношении которых принято решение о развитии, либо расположенных на территории района Санкт-Петербурга, в границах которого расположены застроенные территории (или непосредственно примыкающие к нему)». Надо ли это понимать так, что можно переселить и в нежилые помещения? То есть, попросту говоря, в бараки? И как быть с обещанием губернатора, которая заявляла, что переселять будут в дома, построенные либо в том же квартале, либо в том же районе, без всяких оговорок?
Вторая претензия связана с землей. Суть в том, что граждане, которых переселят из хрущевок и которым выпадет счастье остаться на «развиваемой» территории, лишатся права собственности на земельные участки, где расположены будущие дома.
В данном проекте об этом просто не говорится ни слова, но правительство города уже одобрило еще один законопроект — «О внесении изменения и дополнений в закон «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции». И в нем черным по белому написано, что собственником «развиваемой» (а точнее — расчищаемой территории) будет инвестор, получивший это право от города. Между тем, если граждане захотят приватизировать свои квартиры (до 2010 года они имеют на это право) — они должны получить право долевой собственности на земельный участок, занимаемый их домом.
Однако эту собственность у них заранее изымают. И немалую: рыночная стоимость земли в некоторых из хрущевских кварталов высока, и несложные расчеты показывают, что на каждого жителя может причитаться как минимум по тысяче «зеленых». Потому вполне логичным выглядит выдвинутое на слушаниях требование граждан, чтобы при переселении им выплатили компенсацию, соответствующую рыночной стоимости изымаемой земли. Но чиновники этого делать, как представляется, не намерены…
Третья претензия — полная неясность материальных вопросов для собственников квартир на «развиваемой» территории. Ведь если жителям государственных квартир хотя бы обещают другие квартиры, то про собственников вообще умалчивается.
Правда, собственникам, в соответствии с федеральным законодательством, полагается денежная компенсация, но какая? Очевидно, что на деньги, полученные за квартиру в хрущевке, граждане в лучшем случае смогут купить квартиру в такой же хрущевке. Или должны будут ехать куда-нибудь в Ленсоветовский или Девяткино. При этом никто не компенсирует им ни расходы на переезд, ни затраты на услуги агентств недвижимости…
Наконец, еще одно обстоятельство: в перечень сносимых кварталов попали, по мнению жителей, те, где стоят вполне приличные (и даже вовсе не хрущевские) дома. И, напротив, не попали те, где дома уже разваливаются и действительно нуждаются в сносе.
Яркий пример первого рода, приведенный на слушаниях, — квартал у станции метро «Московская» (ограниченный Московским проспектом, улицами Орджоникидзе, Ленсовета и Алтайской). Там практически нет хрущевок — только пятиэтажные сталинские кирпичные дома, стоящие в благоустроенном и престижном месте. Однако глава администрации Московского района Владимир Коровин почему-то решил включить этот квартал в перечень подлежащих расчистке. Как полагают граждане — по отнюдь не доброму умыслу. А исключительно из желания чиновников освободить дорогостоящую территорию для продажи инвесторам. И возможно, не без личной выгоды для тех, кто включал квартал в адресную программу…
В общем, никакого «одобрямса» не вышло. Напротив, практически ни на один их вопрос присутствовавшие чиновники — вице-губернатор Александр Вахмистров, председатель Жилищного комитета Юнис Лукманов, представитель губернатора в ЗакСе Михаил Бродский — ответить не могли. Обещали только, что в каждом районе создадут некие «согласительные комиссии» и организуют подобные слушания. Но если законопроект не будет кардинально переработан — администрации нечего рассчитывать на одобрение граждан. Ведь в нынешнем виде он выгоден только будущим инвесторам и чиновникам, которые надеются на откаты.

Владимир МАКСИМОВ
Фото ИНТЕРПРЕСС