Актеры, на выход!
Очередная инициатива предприимчивых чиновников от культуры вылилась в общегородской театральный скандал: артисты Театра-фестиваля «Балтийский дом» с 1 января 2008 года будут уволены в полном составе, их протест против уничтожения стационарной труппы поддержали другие театры. «Балтдомовцы» создали стачком, и пишут заявления в прокуратуру.
Над петербургскими театрами ставят эксперимент, который может привести к их исчезновению
Сцена из спектакля немецкого театра Munchner Kammerspiele «Отелло» (показан на XV Международном театральном фестивале «Балтийский дом»)
Свои люди, сочтемся
Скандал возник не вчера: еще 4 июля правительство Петербурга приняло постановление № 789 «Об утверждении предельной штатной численности работников государственных учреждений культуры, финансируемых за счет бюджета Санкт-Петербурга». Фактически постановление требовало от руководителей всех театров сократить свое штатное расписание на 10 процентов, симфонических оркестров и библиотек сокращение не коснулось. Принятое в разгар отпускного сезона постановление не вызвало в театрах серьезного беспокойства летом, а к началу театрального сезона и вовсе забылось. Тем более что большинство руководителей театров поступили достаточно мудро: сократили тех, кого можно было сократить безболезненно, а остальных перевели на срочные трудовые договоры.
Но оказалось, что инициативные чиновники пошли дальше: Комитет по культуре предложил директорам театров поучаствовать в эксперименте — вообще отказаться от стационарных актерских коллективов, перевести труппы полностью на договор и фактически начать жить заново в статусе антрепризы или актерского агентства. Большинство театров разумно отказалось от радикальных шагов, а вот дирекции Балтийского дома, Мюзик-Холла и Большого театра кукол пошли на эксперимент. Точнее, Мюзик-холл и БТК еще раньше подписали договоры с актерами, им никуда резко «переходить» не пришлось. Однако для актеров «Балтдома» решение дирекции поэкспериментировать с артистами стало действительно громом среди ясного неба.
— Почти два месяца назад нас собрали, и председатель Комитета по культуре господин Буров довольно резко сказал, что выбирать нам не из чего, все уже решено, — говорит артист Константин Анисимов. — Буров заявил: после перехода на новые отношения вы будете получать больше, избавитесь от балласта и мертвых душ. Сказал коротко, жестко, без подробностей. И мы практически не сопротивлялись.
Сегодня здесь идет другая драма
Во что они влипли, артисты начали понимать только тогда, когда их по одному стали вызывать в дирекцию и предлагать подписать договор, но не срочный трудовой, а договор о гражданско-правовых отношениях — «на показ спектакля», как указано в шапке документа. Согласно этому договору, актер Балтийского дома, возможно, и будет получать больше нынешних 6—9 тысяч рублей в месяц, но одновременно он лишается почти всего социального пакета — гарантированной оплаты больничного, отпускных. В договоре ни слова не сказано о перечислениях в Пенсионный фонд и об обязанностях театра гарантировать актеру полную занятость, при которой он сможет достаточно заработать. Зато подробно расписано, за что актер будет платить из своего кармана: за опоздания и пропуски спектаклей по причинам, признанным администрацией неуважительными, он не только не получит ни копейки, но еще и будет обязан возместить театру все расходы. Актер платит за испорченный реквизит или костюмы, ему могут отказать в роли и не заплатить за это — правда, если предупреждают об отказе не позже, чем за 45 дней.
С 1 ноября 69 сотрудников Театра-фестиваля «Балтийский дом» — включая театры-студии Анатолия Праудина и Виктора Крамера — по требованию администрации театра подписали уведомления об увольнении: их поставили в известность, что с 1 января они здесь больше не работают. Все, кого увольняют — это актеры и руководители театров-студий.
На заседании правления петербургского СТД председатель Комитета по культуре господин Буров проникновенно говорил, что ни у правительства города, ни у Комитета по культуре и в мыслях не было экономить на театрах.
— Я не буду отбирать у театров ни копейки, — поклялся председатель. — Наоборот, буду искать новые средства. И вообще — это не реформа, а всего лишь эксперимент. Когда дело дойдет до реформы, надо будет опираться на некий опыт, полученный в ходе эксперимента. Поэтому мы и хотели болезненный эксперимент попробовать на трех театрах города. Удастся эксперимент — отлично, может быть, тогда мы сохраним русский репертуарный театр. Не удастся — значит, надо будет проводить другие эксперименты.
Если не знать, что речь идет о живых людях, многие из которых принесли славу Петербургу и России, можно подумать, что эксперимент ставится на бактериях, у которых отсутствуют нервная система и болевые центры. А самое главное: если, как уверяет председатель Комитета по культуре, бюджеты театров не будут сокращаться, то какие же высокохудожественные цели преследует этот эксперимент? Сохранение русского репертуарного театра? Но уничтожением стационарной труппы «Балтдом» такой масштабной задачи не решить. Господин Буров объяснил, что цели у него пока — чисто административные, но пообещал, что уже через полтора сезона (!) наступит расцвет питерских театров. Критерием расцвета станет наполняемость залов как минимум на 65 процентов. И даже аргумент, что актерами на договоре все равно будут руководить те же самые руководители, которые на данный момент довели эти театры до пустых залов, не смутил господина Бурова — да, согласился он, есть некоторое противоречие.
— То, что театральная реформа нужна, никто не спорит, — считает Александр Белинский, режиссер театра, кино и телевидения, заслуженный деятель культуры РФ. — Но любые эксперименты надо проводить разумно, я отлично знаю, что это за ужас — лишиться своего театрального дома. А при нашем росте цен оставлять артистов без отпускных и оплаты больничного — преступление. И я не хочу, чтобы с театральной карты Петербурга исчезла стационарная труппа театра Ленинского комсомола.
Станем как футбольный клуб
С необходимостью театральных реформ согласны, кажется, все: да, действительно, каждый вечер залы питерских театров заполняются не более чем наполовину. За исключением разве что громких премьер или открытий сезона. Но ведь и гастрольные спектакли далеко не всегда собирают залы — и билеты дорого стоят, и постановки скучные, и одни и те же звезды кочуют из спектакля в спектакль.
И «мертвые души» в театрах есть. А как не быть, если без них театр разваливается?
— Без монтировщиков сцены, без администраторов и уборщиц мы можем сразу закрыться, — говорит руководитель «Театра Дождей» Наталья Никитина. — Но ставка монтировщика в театре — 4300 рублей на руки. А в соседнем магазине разнорабочему предлагают 15 тысяч. Чтобы эти люди работали у нас, мы и держим несколько «мертвых» ставок.
Кстати, Наталья Никитина на первом фестивале «Режиссер — профессия женская» получила специальный приз за постоянные аншлаги на спектаклях. И хотя ее театр давно воплотил в жизнь все самые радужные мечты господина Бурова о наполняемости зала, Наталья Никитина тоже должна сократить свой коллектив на 10 процентов.
Театр-фестиваль «Балтийский дом» в своей фестивальной деятельности добился заметных успехов — Петербург стал вторым по значению после Москвы фестивальным центром страны. На фестивали, организуемые «Балтдомом» приезжают ведущие театры Европы, благодаря фестивальной деятельности коллектива под руководством Сергея Шуба, российские театралы не потеряли связь с русскоязычными театрами бывших республик Союза. Недели показа спектаклей Някрошюса, ведущих режиссеров Швеции, Финляндии, Польши, Германии собирают специалистов и любителей театра. Такой способ существования театрального подразделения — собственно театральной жизнью это назвать сложно — приносит успех, славу и доход. Благо помещения в бывшем Театре имени Ленсовета позволяют прокатывать сторонние спектакли и зарабатывать на жизнь без заморочек с собственной труппой. Сергей Шуб и его команда уже имеют значительный опыт в организации антрепризного театра или актерского агентства. Но при чем здесь тогда постоянная театральная труппа?
— Давайте все перейдем на театральные агентства, будем работать по такому же принципу, как футбольные клубы, — сказал по окончании заседания петербургского СТД народный артист России Иван Краско. — Пригласим легионеров из других стран, и будем играть в русский репертуарный театр.
Наталья ШКУРЕНОК
Фото ИНТЕРПРЕСС и Михаила МАСЛЕННИКОВА
Прямая речь
Андрей Толубеев, народный артист России, председатель СТД Санкт-Петербурга:
— Это просто абсурд: как можно устраивать такой переворот в отдельно взятом театре? Впечатление, что документы для этих реформ и экспериментов готовили некомпетентные люди. Понятно, что директор Балтийского дома Сергей Шуб мечтает отделаться от театра, чтобы целиком и полностью заниматься только своим фестивальным центром. Да, возможно, сейчас этот театр — не самый привлекательный в нашем городе, но ведь во все времена, если в театре становилось плохо, меняли художественных руководителей и режиссеров. Как в ТЮЗе, например, совсем недавно. А тут труппу выгнали! Вообще, прежде чем заниматься театральными реформами, нужно менять социальную среду, а потом уже браться за культуру, за театр. Питерские чиновники, похоже, очень сильно захотели продемонстрировать свой энтузиазм, создать видимость бурной деятельности. И получилась глупость. Мы это так не оставим: уже написаны несколько писем на имя губернатора Валентины Матвиенко и в СТД России.
Алексей Девотченко, заслуженный артист России, лауреат государственных премий:
— Давайте называть вещи своими именами — это просто рейдерский захват Балтийского дома. Прежде чем устраивать эксперименты, нужно создать мощную социальную защиту для артистов, как на Западе. А еще лучше — помните, один из лозунгов времен перестройки: «Начни с себя!» Так вот, пусть чиновники Комитета по культуре попробуют на себе этот эксперимент. Ведь это высшей степени цинизм — выгонять на улицу людей, которые по 20 лет и больше проработали на сцене. Но такая ситуация — заслужена всем обществом, особенно интеллигенцией: это плата за то многолетнее молчание, когда разгоняли НТВ, когда убивали независимых журналистов. Об такое общество власть всегда будет вытирать ноги.