Original Material
Китайский обход
Жан-Ив Ле Галль жаловался, в частности, на то, что китайцы научились обходить американское космическое эмбарго -- так называемые «ограничения на международную торговлю оружием» (International Traffic in Arms Regulations, ITAR). Эти нормативы, введенные в США, накладывают запрет на продажу оборонных технологий, если покупатель не получил добро из госдепартамента. КНР, естественно, на получение секретных узлов и приборов из Штатов не может и надеяться. Однако Пекин, по мнению Ле Галля, способен строить собственные аппараты, получая необходимые технологии в обход Америки, что подрывает и сложившийся рынок, и международную безопасность.
Упреки Жан-Ива Ле Галля могли быть адресованы, например, французской компании Thales Alenia Space, которая подписала с китайцами взаимовыгодный контракт на создание спутника связи. При этом Thales Alenia Space смогла полностью отказаться от американских технологий: все узлы создавались французами самостоятельно, что вывело эту помощь из-под «козырька» ITAR. «Арианспейс» же, по словам Ле Галля, скрупулезно следует нормативам, установленным заокеанскими партнерами.
Конечно, беспокойство европейского бизнесмена можно понять: если Китай продолжит демпинговую политику, эта страна будет вполне в состоянии захватить немаленькую долю рынка космических стартов. Да и вопрос о миролюбии Пекина открыт: КНР уже один раз провела учебную «звездную войну», сбив ракетой собственный метеоспутник. Правда, пока особенно серьезных успехов в космобизнесе у китайцев нет. Пока они лишь смогли продать Нигерии телекоммуникационный спутник, который был запущен с космодрома в провинции Сычуань в марте этого года, а в сентябре этого года отправить на околоземную орбиту аппарат CBERS-2B, сделанный вместе с бразильцами. Успехи не слишком велики, но лиха беда начало.
Даже если не брать в расчет эти пилотные коммерческие проекты китайцев, за последний год Поднебесная смогла в освоении космоса сделать столько, что не исключено, что Ле Галль со своими опасениями уже опоздал. Одного только лунного зонда «Чанъэ-1» за глаза хватит для того, чтобы получить статус серьезной космической державы, способной не только строить ракеты и искусственные спутники, но и сложные аппараты для дальних исследовательских проектов. Кроме того, китайцы взялись за создание тяжелой ракеты-носителя «Великий поход-5», предназначенной для вывода на орбиту грузов массой до 25 тонн. Учитывая, что Пекин до сих пор выполнял все пункты своей космической программы, скорее всего и новую ракету создадут, как и было обещано, к 2015 году -- в рамках ITAR или объехав этот закон на кривой козе (точно в таких же условиях создавались и предыдущие «Походы», в том числе и те, которые выводили в космос китайских тайкунавтов). А с тяжелым носителем КНР сможет проводить практически любые запуски -- от военных и исследовательских до коммерческих.