Original Material
E-ticket строгой отчетности
В Минтрансе утверждают, что по-другому у нас (в силу особенностей отечественного бухучета) сделать нельзя. Но даже и в таком виде, по мнению чиновников Минтранса, регистрация приказа означает «революцию во внедрении e-ticket в России». Мнения представителей авиакомпаний, опрошенных вчера по этому поводу «Временем новостей», не так однозначны.
Коллизия вокруг e-ticket в России определяется противоречием между международными обязательствами России и требованиями внутреннего законодательства. Международная организация гражданской авиации (ICAO) еще несколько лет назад определила 31 декабря 2007 года как крайний срок внедрения e-ticket всеми авиакомпаниями мира. Россия как член ICAO не может игнорировать ее рекомендации. В практическом плане отсутствие у нас e-ticket создает нашим перевозчикам массу препятствий в кооперации с зарубежными партнерами.
С другой стороны, действующее в России финансовое законодательство не позволяет использовать e-ticket как бухгалтерский документ (например, для подтверждения расходов по командировкам). Изменить эту ситуацию можно, лишь проведя поправки к соответствующим законам (в т.ч. Налоговому кодексу) через Государственную думу. Сделать это к сроку, установленному ICAO, Россия, возможно, уже и не успеет.
Попыткой найти выход из этого противоречия стал в ноябре прошлого года приказ министра «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации», вчера, после регистрации Минюстом, вступивший в законную силу. Приказ предусматривает, что «электронный билет должен быть оформлен на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции, или дополнительно к оформленной не на бланке строгой отчетности квитанции должен быть выдан документ, подтверждающий факт оплаты перевозки, оформленный на утвержденном бланке, либо посредством контрольно-кассового чека».
Как вчера пояснили «Времени новостей» в пресс-службе Минтранса, достоинство нового порядка в том, что обычные туристы, не нуждающиеся в «подтверждении факта оплаты», могут теперь оформлять билеты через Интернет, как это принято во всем мире. Для командированных, правда, визит в авиакассу по-прежнему неизбежен на той или иной стадии оформления поездки.
В авиакомпаниях отношение к нововведению определяется тем, какую долю их клиентов составляют эти самые командированные, лишенные возможности полноценно пользоваться e-ticket. Директор «Аэрофлота» по общественным связям Лев Кошляков вчера назвал министерский приказ «большим облегчением», хотя и признал, что введенный порядок «в большой степени отражает наше местные особенности». Долю командированных от общего числа клиентов «Аэрофлота» г-н Кошляков приблизительно оценивает в 10%.
Другую типичную точку зрения высказал представитель крупной российской авиакомпании, пожелавший остаться неизвестным. По его мнению, доля командированных гораздо выше (до 90%). В этих условиях наш собеседник не видит практической пользы от введения e-ticket таким образом, как это произошло в России.