Госдуме в очередной раз предложили госмонополию на продажу алкогольной продукции

Член Совета Федерации Владимир Гусев внес в Госдуму законопроект, предоставляющий региональным властям создавать госкомпании с исключительным правом продажи алкогольной продукции, за исключением точек общепита.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, внесенному в нижнюю палату парламента еще 23 ноября 2007 года, данный документ призван исключить теневой оборот спиртного, который сейчас составляет половину от всего рынка.
Законопроект предлагает "предоставить полномочия субъектам РФ, исходя из анализа конкретной алкогольной ситуации, создавать специализированную уполномоченную государственную компанию и предоставлять ей исключительное право продажи алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания)".
Идея введения госмонополии на продажу или оборот спирта и алкогольных напитков (в разных вариациях) обсуждается на протяжении многих лет. Так, в 2005 году были предложены поправки в законопроект с поправками в 102-ФЗ о госрегулировании оборота алкоголя, предполагавшие гомонополию. В последнее время много говорили о создании госкорпорации по обороту спирта. Одним из центральных лоббитстов введения монополии сегодня является Счетная палата. В ноябре глава Счетной палаты Сергей Степашин заявлял, что основная часть водки в России производится нелегально и для борьбы с нелегальной водкой необходимо ввести государственную монополию на продажу этилового спирта (существенное отличие от "всей алкогольной продукции" законопроекта Гусева, кстати).
Находятся у таких идей и проивники. Так, Минфин идею ведомства Степашина отверг категорически. Как считают в финансовом ведомстве, ожидаемые экономические и бюджетные издержки от внедрения новой системы превысят предполагаемые выгоды, а воплощение в жизнь идеи госмонополии приведет к росту коррупции, контрабанде и повышению доли оборота нелегального спирта и алкоголя. В результате чего доходы криминального алкогольного бизнеса повысятся в разы.
Идея введения госмонополии на спиртное два года назад была предложена президентом, который свое предложение мотивировал ежегодной гибелью 40 тысяч россиян от некачественной водки и суррогатов. Однако после неудачной попытки введения новой системы контроля ЕГАИС, запуск которой в автоматическом режиме отложен практически на неопределенное будущее, связь между монополией на производство спирта и жизнями отравившихся людей признана неочевидной.
Особенно активно тема госмонополии обсуждалась в ходе "эпидемии отравлений суррогатным алкоголем" в прошлом году. Между тем некоторые наблюдатели полгали, что активное обсуждение проблемы отравлений суррогатным алкоголем связано не с «эпидемией», а с пропагандистским обеспечением новой жесткой политики государства в алкогольной сфере.