Дмитрий Орешкин: начинается с потери уважения к выборам, а закончится потерей уважения к власти

Политолог, руководитель Mercator Group, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, кандидат географических наук Дмитрий Борисович Орешкин ответил на новогодние вопросы «Полит.ру»:
5 событий 2007 года:
1. Выборы в пятую Думу.
2. Назначение преемника на 2008 год.
3. Рост инфляции.
4. Окончательный разрыв между интеллектуальной элитой и властвующим классом. Независимо мыслящие люди предпочитают дистанцироваться.
5. Неудача попыток хотя бы виртуально восстановить единое советское пространство.
5 ожиданий 2008 года:
1. Президентские выборы.
2. Связанный с ними рост нестабильности, в том числе, в экономике.
3. Выборы президента США.
4. В 2008 году СНГ перестанет существовать как геополитическая реальность. Может, сохранит существование как потемкинская деревня, но как реально функционирующий институт, не будет.
Три персоны и три антиперсоны 2007 года:
Персона и антиперсона у нас одна – Владимир Владимирович Путин. Все остальные – так, приперсонники, прихихишники.
Что Вас удивило в уходящем году?
Готовность людей пожертвовать своей самостоятельностью, уникальностью, личным достоинством, ради мифических пряников, связанных с присутствием во властной вертикали. Это касается и губернаторов, это касается и целого ряда представителей интеллектуальной элиты, и какого-нибудь Михалкова, и Астахова, удивило, насколько дешево они стоят. Удивительно, насколько дешево они продались: ради каких-то миллионов долларов.
Что могло бы удивить в ближайшее время?
Насколько легко сдуется пузырь массовой поддержки, массовой популярности, массовой поддержки власти.
Что напугало Вас в 2007 году?
Готовность части элит пожертвовать очевидными соображениями ради ошибочно понятой солидарностью с той же самой властью. Очевидно, что были допущены серьезнейшие нарушения в избирательных процессах. И люди, которые видят, что они допущены, предпочитают молчать об этом. Даже можно сказать по-другому: напугало то, что умные люди, одаренные, талантливые, встроившиеся в систему вертикали власти, согласились выглядеть неумными, несамостоятельными, неквалифицированными, для того, чтобы сохранить свой статус внутри этой вертикали. Для меня это серьезное разочарование в элите.
Чего Вы боитесь в 2008 году?
Основная угроза – это потеря уважения к власти. Начинается с потери уважения к выборам, а кончается потерей уважения к президенту и команде. Это грозит потерей коммуникаций в обществе, когда власть начинает жить сама по себе, а общество само по себе. Власть командует своими бюрократическими пространствами, жизнь идет сама по себе, помимо этих бюрократических пространств, и бесконтрольно, неуправляемо. В конечном счете, это может привести к вспышкам насилия, в том числе, на национальных окраинах. Де-факто, власть сейчас ситуацией на Северном Кавказе не управляет, хотя только и разговоров о том, что «Россия поднялась с колен».
Что Вас рассмешило в 2007 году?
Выборы 2007 года.
Какую книгу стоит почитать первого января?
Вопрос какой-то ненастоящий: кто же первого января будет читать книги? Утром первого января люди кефир будут пить. Читать надо книгу о вкусной и здоровой пище. Или Молоховец – «Молодой хозяйке на заметку». Лично я первого января буду читать книгу Юрия Левады «Ищем человека».
Фраза года:
Их так много, и он все какие-то неяркие. Ну, основная такая фраза: «Россия поднимается с колен». На самом деле я считаю, что поднимается с колен российская бюрократия, и в процессе подъема с колен, Россию она опускает. Фраза полностью искажает смысл. Поднимается номенклатура, как было в советское время, она громко кричит, опирается на спину России, которая на колени опускается.