Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Борис Дубин: "Казалось, такая игра симулякров в России уже невозможна"


Об уходящем 2007 годе и грядущем 2008 рассказал "Полит.ру" социолог и культуролог, руководитель отдела социально-политических исследований Левада-Центра, заместитель главного редактора журнала "Вестник общественного мнения" Борис Владимирович Дубин.

5 событий 2007 года

Пяти не наберется, да и события в основном личного плана. В этом году у меня случились две очень странные поездки в Корею и в Китай, - я увидел совсем другие миры. Нельзя сказать, чтобы я совсем о них не подозревал. Но я не подозревал, что действительность в этих странах настолько отличается от российской. Сравнение, надо сказать, не всегда в нашу пользу.

Горестным событием стала кончина Пригова. Раньше мне казалось, что Пригов немного в стороне от того искусства, которое я люблю. После его смерти вдруг стало ясно, какое важное место он занимал в культурной жизни современной России, да и всего мира.

5 ожиданий 2008 года

Думаю, все сделают для того, чтобы главным событием стали мартовские выборы президента. По результатам соцопросов их уже считают главными. Как и прошедшие выборы в Госдуму, они будут отлиты в новую форму - события без события. Они подаются, как действительное события, но в них нет ничего неожиданного, ничего перспективного и многообещающего. Хотя казалось, Россия пережила за прошлый век все, и такая игра симулякров в ней невозможна. Больше всего происходящее сегодня похоже на старый анекдот про Брежнева, который хочет пить, видит мужика с арбузом и говорит: «Мужик, продай арбуз». Мужик говорит, мол, выбирай. «Что же выбирать», – говорит Брежнев. – «Он же у тебя один». На что мужик отвечает: «Ты у нас тоже один, а мы же тебя выбираем».

Три персоны 2007 года

В эту категорию, к сожалению, попадают люди ушедшие. Это Пригов, это Юрий Александрович Левада, - он скончался больше года назад, но нам его по-прежнему очень не хватает. Умер также замечательный русско-израильский писатель Александр Гольштейн. Значимость этих людей трудно умалить. Что касается официальных героев дня... я социолог, и вижу, как наводится, подкручивается и ретушируется картинка, которая потом отпечатывается в умах людей.

Три антиперсоны 2007 года

У нас есть одна вечная антиперсона - Владимир Вольфович Жириновский. Он является антиперсоной в самом точном смысле слова, пародийным двойником все тое же персоны №1.

Что Вас удивило в уходящем году?

Меня практически все удивляет. Удивительно, как ЭТО может происходить в таких масштабах, так бессовестно и одновременно равнодушно. ОНО имеет статус чего-то реально происходящего, влекущего за собой реальные последствия. Но приходится удивляться, когда от героев года остается только "первое лицо" и главная женщина страны Валентина Ивановна Матвиенко. Неужели в России не осталось ничего, кроме этой сферы?

Что Вас могло бы удивить в ближайшее время?

Удивлюсь, если не произойдет то, чего все так ожидают.

Что Вас напугало в 2007 году?

Наши страхи и страхи наших сограждан переместились из разряда экстраординарных в разряд привычных. Они скорее рамка событий, чем самостоятельные события. Как и большинство населения, я боюсь рушащихся шахт, сходящих с рельс поездов, падающих самолетов, мотивированных и немотивированных убийств, убийц, которых не всегда находят. Все это стало фоном жизни россиян

Чего боитесь в 2008 году?

В будущем я боюсь того же. Если же рассуждать в масштабе страны, то, думаю, никаких решающих и страшных событий не будет. Мы будем жить так же, как живем последние годы. Слава Богу, любопытство пока не потеряно, и есть охота разбираться в этой жизни.

Что Вас рассмешило в уходящем году?

Не было ничего особенно смешного. Можно было, конечно, смеяться надо всем, но для этого надо обладать очень здоровыми нервами или каким-то опасным цинизмом, которого у меня нет.

Фраза года

Вскоре после выдвижения Медведев я услышал, что теперь у нас будет "димократия".

Анекдот года

Не припомню сейчас. Анекдотов вообще стало значительно меньше. Я же вышел из 70-х, из анекдотической эпохи, когда новые анекдоты рождались каждый день.

Какой блюдо Вы бы порекомендовали приготовить на Новый год?

Что-нибудь неожиданное, вкусное, радующее, позволяющее забыть о неприятностях прошлого и возможных неприятностей будущего. А уж что вы изобретете сами, на что подтолкнете своих друзей, подруг, возлюбленных - зависит от вашей фантазии.

Под какую музыку Вы бы посоветовали встречать Новый год?

Думаю, если есть композитор на все случаи, который не уводит от жизни и не ставит поперек жизни, то это Моцарт. Он вечен. Кому-то будут ближе симфония №40 и "Маленькая ночная серенада, кому-то поздние квартеты (на мой взгляд, самые гениальные его произведения), кому-то - "Так поступают все женщины" и "Свадьба Фигаро". В общем, ставьте Моцарта - не прогадаете.

Какую книгу почитать первого января?

Я слишком заинтересованное лицо, постоянно являюсь членом каких-то литературных жюри. На мой взгляд, большим явлением в поэзии явилась в этом году книга стихов Бориса Херсонского "Семейный архив". Она приоткрыла новые пространства для поэзии. А вообще, дай Бог проснуться утром первого января лучше, чем заснули вечером 31 декабря.